Программа развития техникума.

  1. Паспорт Программы развития
Наименование Программы Программа  развития государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования РТ «Тувинский технологический техникум» на 2013-2016 годы  (далее — Программа)
Основание для разработки Программы Федерального закона от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»Постановление Правительства Республики Тыва №294 от 10 мая 2011 года «О приоритетах развития профессионального образования в Республике Тыва».Постановление Правительства РТ № 295 от 10 июня 2011 года «Об утверждении республиканской комплексной целевой программы» «Развитие профессионального образования в Республике Тыва на 2011-2015 годы»

Устав ГБОУ  СПО РТ «Тувинский технологический техникум»

Государственный заказчик Программы Правительство Республики ТываМинистерство образования и науки Республики Тыва
Исполнители Программы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Тыва  «Тувинский технологический техникум»
Основной разработчик Программы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Тыва  «Тувинский технологический техникум»
Цель Программы Совершенствование образовательного процесса для качественного и доступного образования в связи со сменой технологий, требований рынка труда,  дальнейшее приведение структуры специальностей в соответствии с прогнозами потребностей по подготовке кадров в Республике Тыва.
Задачи Программы
  • Создание скоординированной системы открытия новых профессий и новых направлений подготовки рабочих кадров;
  • Развитие системы обеспечения качества профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров за счет приведения его в соответствие с квалификационными требованиями работодателей и социальных партнеров;
  • Укрепление и развитие учебной, материально-технической базы по обучению квалифицированных специалистов среднего профессионального образования;
  • Приведение структуры профессий и специальностей в соответствие с комплексным прогнозом потребностей экономики Республики Тыва в квалифицированных кадрах, учитывающим основные факторы социально-экономического развития, демографическую ситуацию и миграционную политику;
  • Развитие системы проектирования профессиональной и социальной карьеры обучающихся, формирование способностей к самостоятельному мышлению и деятельности;
  • Оснащение учреждения современным высокотехнологичным оборудованием по информационным технологиям;
  • Развитие профессиональных компетенций инженерно – педагогических работников, управленческого персонала
  • Разработка и реализация программы издания учебно-методических комплексов и научно-методических работ;
  • Повышение эффективности использования трудовых ресурсов;
  • Создание учебного центра по подготовке и переподготовке квалифицированных специалистов и незанятого населения республики;
  • Внедрение механизмов, обеспечивающих дополнительное самофинансирование за счет развития самостоятельности в хозяйственной и предпринимательской деятельности техникума.
Сроки и этапы реализации Программы Программа среднесрочная и будет реализовываться в 2013 -2016 годах поэтапно:1 этап: 2013 – подготовительный (подготовка нормативно – правовой базы для перехода в образовательное учреждение СПО)2 этап (2013-2014) – реорганизационный (создание нового вида образовательного учреждения СПО путем  открытия новых специальностей).

3 этап (2014 — 2016) –формирующий (становление образовательного процесса и организационно-управленческого механизма).

Объемы и источники финансирования Программы Стоимость Программы составляет 45000 тыс.рублей, в том числе:республиканский бюджет:  42 800 тыс.рублей, внебюджетные средства 2 200 тыс.рублей. Объем финансирования Программы ежегодно будет уточняться исходя из средств в бюджете республики. Кроме того, источниками финансирования являются внебюджетные источники, средства работодателей и социальных партнеров (по согласованию)
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
  • Количество педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационную категорию (в процентах) – 51,1%
  • Количество педагогических работников образовательных учреждений освоивших информационно – коммуникационные технологии (в процентах) – 67%
  • Количество выпускников образовательных учреждений трудоустроенных по профессии (в процентах) – 52%
  • Материально – техническое оснащение образовательного процесса в соответствии с ФГОС – 65%
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности - соответствие уровня подготовки выпускников системы начального и среднего профессионального образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и потребностям экономики Республики Тыва;- завершение модернизации материально-технической созданного базы техникума;- наличие развитой востребованной образовательной инфраструктуры;

— подготовка обучающихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории в профессиональном пространстве социума;

— формирование у воспитанников высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств,  их готовности  к  служению Отечеству на гражданском и военном поприще;- совершенствование и внедрение вариативных учебных планов  и программ,  а также дополнительных образовательных программ,  с учетом региональной специфики профессионального образования;- развитие:

ключевых компетентностей, связанных с успехом личности в современном мире;

базовых компетентностей, отражающих специфику профобразования;

специальных компетентностей, отражающих специфику конкретной предметной или надпредметной сферы будущей  профессиональной деятельности.

— укрепление  и  развитие  элементов учебно-материальной базы для обеспечения учебного процесса в рамках основных и дополнительных образовательных программ

Система контроля за исполнением Программы отдел по профессиональному образованию и подготовки кадров  Министерства образования и науки РТАдминистрация  ГБОУ СПО РТ «Тувинский технологический техникум»Социальные партнеры и работодатели
  1. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния

Сегодня идет поиск как стратегических путей развития профессиональных образовательных систем, адекватным потребностям спроса на услуги профессиональной школы в условиях развивающегося рынка труда, так и педагогических путей повышения уровня образованности, сформированности нравственно – культурных ценностей личностного развития и квалификации выпускников училищ. В настоящее время происходят изменения в российском образовании. К их числу можно отнести:

  • появление новых концепций, обновление содержания обра­зования;
  • внедрение стандартов нового поколения основанных на компетентностном подходе и практикоориентированности;
  • разработка модели формирования содержания образования и организации образовательного процесса в рамках непрерывно­го профессионального образования;
  • внедрение новых образова­тельных технологий и принципов обучения, реализуемых, в том числе и с использованием современных информационно-комму­никационных технологий.

На современном этапе развития российского общества по-новому рассматриваются задачи, стоящие перед начальным профессиональным образованием. Это необходимость удовлетворения потребностей всех отраслей экономики в квалифицированных рабочих кадрах.

В настоящее время просматриваются несоответствия уровня подготовки выпускника профессионального училища требованиям, предъявляемым работодателем. На предприятиях нужен профессионально мобильный специалист широкого профиля  с уровнем среднего профессионального образования.  Для преодоления замкнутости образовательной системы необходимо связать ее с запросами реальной экономики и поставить под эффективный общественный контроль, как со стороны работодателей, так и со стороны родителей обучающихся. Необходим постоянный мониторинг рынка труда, ориентация на потребности работода­телей, совершенствование содержа­ния профессионального образования.

Современное, действующее в режиме развития учреждение начального профессионального образования  не может не учитывать потребностей рынка труда в рабочих с высокой квалификацией и повышенным профессиональным уровнем. Большинство  работодателей предпочитают рабочие кадры, имеющие полное среднее образование и заинтересованы в специалистах, владеющих  смежными профессиями, гибкими в овладении новыми технологиями производства.

В настоящее время в Республике Тыва подготовка рабочих кадров отстает от потребностей экономики как в количественном и качественном отношении. Главной причиной в подготовке  рабочих кадров на сегодня представляется крайне отсталая материально-техническая база, отсутствие доступа к современным технологиям производства, а соответственно, и к инновационным техническим процессам.

Возможность Республике Тыва реализовывать широкие альтернативы для роста социально-экономического и человеческого капитала, что в свою очередь ставит определенные задачи перед профессиональным образованием Республики Тыва на уровне развития координации образования, науки и бизнеса.

Новые подходы к развитию системы профессионального образования направлены на оптимизацию системы НПО и СПО, цель которой заключается в повышении качества образования за счет более эффективного использования информационных, материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов образовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации. Все это послужило основанием для создания Программы развития техникума на 2013 -2016 годы при переходе в образовательное учреждение среднего профессионального образования, создаваемое путем переименования ГБОУ НПО Профессионального училища №6 г Чадан (ПУ№6)  в ГБОУ СПО РТ «Тувинский технологический техникум».

Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели и определенными рисками. Основными рисками являются: риск, связанный с возможным конфликтом интересов уровней образования, коррупционный риск (нецелевое использование денежных средств), а также риски социального, правового и экономического характера. Вместе с тем, при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:

  • с недостатками в управлении Программой;
  • с сокращением финансирования Программы из республиканского бюджета;
  • с неверно выбранными приоритетами развития сферы профессионального образования.

Программа развития ГБОУ СПО РТ «Тувинский технологический техникум» на период 2013-2016 годы (далее – Программа развития) является основополагающим документом, определяющий стратегию и основные направления совершенствования образовательной, производственно – хозяйственной, финансово – экономической и управленческой деятельности.

Основными документами в разработке Программы развития являются:

  1. Федерального закона от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Государственная программа РФ «Образование и развитие инновационной деятельности: внедрение современной модели образования 2009 – 2012 гг»
  3. Постановление Правительства РТ № 294 от 10 мая  2011 года «О приоритетах развития профессионального образования в РТ»
  4. Постановление Правительства РТ № 295 от 10 мая  2011 года «Об утверждении республиканской комплексной целевой программы « Развитие профессионального образования в РТ на 2011 – 2015годы»».
  5. Устав ГБОУ  СПО РТ «Тувинский технологический техникум»

 Раздел 1. Анализ и актуальное состояние образовательного учреждения

1.1. Краткая характеристика

ГБОУ СПО РТ «Тувинский технологический техникум» (далее — техникум) осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает самоопределение личности, создает условия для ее самореализации, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

В настоящее время техникум — многопрофильное образовательное учреждение и все профессии и специальности, которых соответствуют новому перечню федеральных государственных стандартов РФ.

 В настоящее время в техникуме обучаются  по профессиям:

  1. На базе среднего (полного) образования:

— Мастер общестроительных работ

— Мастер отделочных строительных работ;

— Сварщик;

— Мастер растениеводства

— Мастер по обработке цифровой информации

— Пекарь

  1. На базе основного (общего) образования с получением среднего (полного) образования:

— Портной

— Повар-кондитер

— Автомеханик

На 01.03. 2013 учебного года в ПУ№6 г Чадана получают профессиональную подготовку 267 обучающихся, общее количество групп – 12

Техникум функционирует в зданиях типовой постройки 1988 года. Общая площадь помещений учебного корпуса – 2826,3 м2,  учебные мастерские  общей площадью- 596,6 м2, спортивный зал площадью 620,4 м2, актовый зал на 200 мест, площадью – 170,4 м2, столовая на 100 посадочных мест с общей площадью 200 м2, здание общежития – 1738,8 м2, здание гаража – 1051,6 м2, библиотека площадью – 63,8 м2.    Образовательный процесс по теоретическому обучению проходят в учебных кабинетах в – 15, по производственному обучению производится в учебно – производственных мастерских и лабораториях  – 12.

Непосредственное управление деятельностью   техникума осуществляются  директорами в принципе единоначалия.  Формами самоуправления  является Общее собрание, Совет техникума, Педагогический совет.  Руководство по подразделениям осуществляется заместителями директора по учебно-производственной работе, по теоретическому обучению, по учебно-воспитательной работе, по инновационной работе и по административно-хозяйственной части, главным бухгалтером, методистом, старшим мастером, заведующим учебно-производственным мастерским.

Библиотечный фонд техникума составляет 7 685 экземпляров книг: общеобразовательная литература – 901 шт, специальная профессиональная литература – 5218 шт.  художественной литературы – 1364, методическая литература – 151, госстандарты и учебные программы – 51 шт. Процент роста количества книг за отчетный год составляет всего 0,12%. По новым требованиям ФГОС  потребуется дополнительно 2520 книг по профессиям и заявлены книги на сумму 417 890 рублей, подписка периодических изданий газет и журналов: 25 наименований- 8 газет и 17 журналов. Читальный зал совмещен с библиотекой, имеются средства копировальной техники, рабочее место библиотекаря оснащен ПК – компьютером с подключенным к сети Интернет.

Всего работников техникуме  на 01.09.13г насчитывается 126 человек. Из них почетных работников НПО РФ – 3, почетные работники общего образования РФ – 2, отличники ПТО РФ – 1, заслуженные работники РТ – 2, обладатели Почетной грамоты Минобразования РФ – 4, обладатели Почетной грамоты Минобразования и науки РТ – 2,  обладатели Почетной грамоты Законодательной палаты ВХ РТ -9. Из числа  инженерно-педагогических работников высшей и первой категории  — 6 педагогов, что составляет 10,1 %, второй категории — 21 педагогов (35%).

Техникум располагает достаточно высоким творческим педагогическим потенциалом преподавателей и мастеров производственного обучения: 75% преподавателей и 53 % мастеров производственного обучения  имеют высшее образование,  38% имеют квалификационные категории, что обеспечивает исполнение критериев государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования.

Повышение квалификации педагогических работников остается на высоком уровне, процент увеличения повышения квалификации составляет 28,2 %.

 Сравнительные данные приема и выпуска обучающихся 2009 -2012гг

Учебные годы  Техникум
прием Выпуск
план Факт(% вып) факт
2009 325 371  (114%) 314
2010 275 251  (90%) 219
2011 275 299  (108%) 207
2012 250 278  (111%) 245

Показатели трудоустройства выпускников

уч. год кол-во вып. трудоустр. поступили в ВУЗы, СУЗы поступили НПО Призваны в ряды ВС РФ По уходу за ребенком предост. Право своб. Труд.
2009-2010 314 58 30 54 19 - 105
2010 — 2011 245 76 (30,1%) 30(12,2%) 68 (27,8%) 10 (31%) 30 (12,4%) 31 (10,2%)
2011-2012 234 39 (16%) 69 (29%) 21 (9%) 32 (14%) 51 (22%) 22 (9%)

Инструментом результативности качества профессионального обучения  являются итоги выпускных квалификационных экзаменов, соотношение доли выпускников получивших повышенные и пониженные разряды:

Качество профессионального образования.

Инструментом результативности качества профессионального обучения являются итоги выпускных квалификационных экзаменов, соотношение доли выпускников получивших повышенные и пониженные разряды:

— доля выпускников, получивших повышенные разряды за последние 3 учебные годы  уменьшилось с 20%  до 18,7%. Такая тенденция показывается из-за текучести мастеров производственного обучения стажем работы более 5 лет в 2009-2010 г и сменой их молодыми мастерами.

— за анализируемые периоды в целом наблюдается динамику возрастания доли выпускников  с пониженными разрядами и уменьшения на 4, 8% выпускников с установленными разрядами ежегодно, остается на прежнем уровне и увеличения доли выпускников с повышенными разрядами

— с 2009 по 2011 год с диплом с «отличием» закончили  — 11 выпускников, в том числе по годам: 2009 – 1, 2011 – 5, 2012 — 5

Сравнительные итоги образовательной деятельности за 2009- 2012г

года Всего уч-ся на 01.07 Успеваемость по т.о., % Качество по т.о,% Успеваемость по п\о,% Качество по п\о, % Всего выпуск Качество выпуска
Диплом с отличием Повышенный разряд Пониженный разряд
2009 394 100 61 100 83 314 1 61 (20%) 91 (28%)
2010 329 100 57 100 84 245 - 41 (18%) 60 (24%)
2011 312 99,2 57 100 85 234 5 40 (19,3%) 68 (32,8%)
2012 309 100 63,4 100 75,8 245 5 46 (18,7) 47 (19,2%)

Социальные партнеры

Администрация техникума заключила договора  и соглашения с предприятиями и организациями по организации обучения, прохождения производственной практики.

Двусторонние соглашения по сотрудничеству заключены профессии строительного профиля с организациями и  предприятими г. Чадана: ГУП «Юрта», ГУП «Чаданское ДРСУ», ОАО «Тывасвязь», участок №8 ОАО «Тываэнерго», буддийская религиозная организация «Алдыы Хурээ-Майтрейи» «Устуу-Хурээ», а также ООО «Стройсервис», пенсионный фонд г. Чадан. Профессии сельскохозяйственного профиля в предприятиях и организациях Дзун-Хемчикского, Сут-Хольского кожуунов: МУП «Мойналык», СПК «Сайзанак», управление сельского хозяйства Дзун-Хемчикского кожууна в лице Ондар Г К, УФХ «Арыг-Бажы» ПУ№6 г. Чадан, Чаданское СЛХУ, МУП «Хемчик» Сут-Хольского кожууна и со сумонными администрациями Дзун-Хемчикского, Сут-Хольского кожуунов: с. Хайыракан, с.Чаданский, с. Алдан-Маадыр, с. Суг-Аксы, с. Бора-Тайга. Главными предпритяиями сотрудничающими с профессиями профиля сферы обслуживания и общественного питания являются Чаданское  ГОРПО, центральная кожууная больница г.Чадан, АЗС «Белдир», АЗС «Мини», МУДО «Дом творчества детей» г. Чадан, ООО «Аржаан» Овюрского кожууна, сумонные администрации а также индивидуальные частные предприниматели г. Чадан: ЧП Ортеней К.М, ЧП «Карабай», ЧП «Хунду», ЧП «Шинчи», ЧП «Аржаан», ЧП «Уран холдар», ТЦ «Сайзанак».

         1.2. Основные проблемы развития

На развитие техникума оказывают влияние как глобальные процессы, происходящие в сфере образования, так и местные условия, определяющие специфику функционирования образовательной организации. В настоящее время происходит активное формирование рынка образовательных услуг. Участие в конкурентной борьбе на этом рынке ставит перед  техникумом ряд задач по удовлетворению рыночного спроса и по обеспечению высокого качества подготовки квалифицированных рабочих.

На ход развития техникума, существенное влияние оказывает непростая экономическая ситуация в республике.

В этих условиях наиболее существенными являются следующие проблемы:

  • недостаточная привлекательность образовательной организации для потенциальных абитуриентов и потребителей образовательных услуг;
  • ограниченность сегмента потенциальных потребителей;
  • острая кадровая проблема среди инженерно-педагогического состава;
  • недостаточное обеспечение учебной и научно-лабораторной базы современным оборудованием;
  • недостаточный уровень бюджетного финансирования (остаточный принцип финансирования).

В этих условиях необходимо уменьшить и нейтрализовать влияние указанных факторов. Для этого необходимо:

  1. Увеличить привлекательность образовательной организации для потенциальных абитуриентов и потребителей образовательных услуг.
  2. Обеспечивать высокое качество образовательных услуг.
  3. Создать условия для проживания и питания иногородних обучающихся.
  4. Активно привлекать потенциальных работодателей, представителей малого и среднего бизнеса к сотрудничеству.

Необходимость развития определяется современными мировыми тенденциями в области подготовки кадров. Важными задачами  техникума  в современных условиях становятся: создание условий для перехода в статус СПО, реализация многопрофильных образовательных программ, по различным формам обучения, востребованных на рынке образовательных услуг; создание мобильного учебного заведения способного быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и реагировать на запросы потенциальных потребителей.

Анализ состояния образовательной системы  техникума позволяет определить их основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

  • преимущественный спрос в окружающем социуме по профессиональной подготовке специалистов в соответствии с прогнозами потребностей по подготовке кадров в республике;
  • молодой квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения
  • значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;
  • преимущественно квалифицированный уровень умений и навыков выпускников, готовых к продолжению образования;
  • использование в образовательном процессе современных информационных компьютерных технологий.

Вместе с тем, педагогическим коллективом определены следующие проблемы:

  1. несформированность системы базовых компетенций, ключевых понятий у части учащихся;
  2. недостаточный уровень гуманизации педагогической позиции педагогов, проектной деятельности и проектной культуры;
  3. недостаточный уровень реализации системно-деятельностного подхода;
  4. недостаточный уровень управления развитием техникума

 

Таким образом, с учетом быстро меняющихся потребностей реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных рабочих Техникум должен искать новые способы функционирования и инновационные формы организации обучения.

Раздел 2. Цель Программы развития и основные направления.

Цель Программы: Совершенствование образовательного процесса для качественного и доступного образования в связи со сменой технологий, требований рынка труда,  дальнейшее приведение структуры специальностей в соответствии с прогнозами потребностей по подготовке кадров в Республике Тыва.

Для достижения поставленной цели Программой предусмотрено основные направления развития техникума:

  1. Совершенствование образовательного процесса, изменение структуры содержания подготовки и его качественное обновление;
  2. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
  3. Формирование эффективной системы управления техникумом, совершенствование системы социально-экономической поддержки учащихся и сотрудников техникума;
  4. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования;
  5. Прогнозирование учебно-воспитательной и производственной деятельности образовательного учреждения.

В соответствии с основными направлениями определены и задачи Программы:

  1. Создание скоординированной системы открытия новых профессий и новых направлений подготовки рабочих кадров технических и технологических профилей;
  2. Развитие системы обеспечения качества профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров за счет приведения его в соответствие с квалификационными требованиями работодателей и социальных партнеров;
  3. Укрепление и развитие учебной, материально-технической базы по обучению квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена;
  4. Приведение структуры профессий и специальностей в соответствие с комплексным прогнозом потребностей экономики Республики Тыва в квалифицированных кадрах;
  5. Формирование системы непрерывного профессионального образования специальностей технологического профиля с включением кафедр ТывГУ;
  6. Развитие системы проектирования профессиональной и социальной карьеры обучающихся, формирование способностей к самостоятельному мышлению и деятельности;
  7. Оснащение техникума современным высокотехнологичным оборудованием по информационным технологиям;
  8. Разработка и реализация программы издания учебно-методических комплексов и научно-методических работ;
  9. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов;
  10. Создание учебного центра по подготовке и переподготовке квалифицированных специалистов и незанятого населения республики.

ГБОУ СПО РТ «Тувинский технологический техникум» создается путем переименовании ГБОУ НПО «Профессиональном училище №6» г Чадана за счет сокращения невостребованных профессий на рынке труда для   обеспечения доступности начального и среднего профессионального образования в едином образовательном комплексе, позволяющей вести подготовку рабочих кадров  по программам технологических процессов, с приведением содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

Важная особенность  деятельности техникума:

— создание новой модели образовательного учреждения;

— разработка нового содержания образования, современных технологий обучения;

— восполнение необходимости мужского воспитания и обучения;

— целенаправленное военно-патриотическое воспитание;

— создание оптимальных условий для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

— формирование основ для подготовки молодежи к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Техникум будет  реализовывать:

—  основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;

— дополнительные образовательные профессиональные программы

— программы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации работников среднего звена;

Программа развития состоит из перечня мероприятий по направлениям развития (программы по направлениям), основных показателей, характеризующих динамику развития техникума, механизма выполнения программы, ресурсного обеспечения программы. Кроме того, для успешного выполнения программы были сформированы целевые программы, мероприятия которые направлены на решение проблем по отдельным аспектам деятельности.

Для оценки успехов в реализации программ по направлениям развития и целевых программ в Приложении приведен расширенный цикл подпрограмм, направления их выполнения и ресурсное обеспечение по мероприятиям.

Раздел 3. Стратегические задачи деятельности Техникума

3.1.Совершенствование образовательного процесса, изменение структуры содержания подготовки и его качественное обновление в соответствии с современными потребностями рынка труда

 

Решение стратегической задачи совершенствования образовательного процесса, изменения структуры содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на техникум обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

  • Разработка и внедрение новой инновационной образовательной программы;
  • развитие практико-ориентированного обучения;
  • внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;
  • открытие новых специальностей среднего профессионального образования и рабочих квалификаций, соответствующих  потребностям рынка труда;
  • внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
  • вовлечение социальных партнеров в образовательный процесс подготовки специалистов.

3.2 Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг

Решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

  • разработка методики независимой оценки знаний и умений выпускников техникума, организация внешней оценки качества профессионального образования и сертификации выпускников;
  • совершенствование методической работы с целью повышения профессионализма инженерно-педагогических кадров.

 

3.3 Формирование эффективной системы управления техникумом, совершенствование системы социально-экономической поддержки обучающихся  и сотрудников техникума

Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в образовательном учреждении обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

  • рассмотрение идеи внедрения модели сетевого взаимодействия с работодателями для обеспечения личностно – практикоориентированного обучения обучающихся;
  • внедрение механизмов взаимодействия техникума и социальных партнеров, обеспечивающих привлечение в образовательный процесс техникума дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;
  • повышение эффективности управления в целях усиления ответственности техникума за конечные результаты деятельности, повышения его результативности;
  • совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства.

3.4 Совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в образовательном учреждении за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

  • разработка и внедрение мероприятий по привлечению инвестиций в образовательный процесс со стороны работодателя и бюджета республики;
  • увеличение видов дополнительных платных образовательных услуг;
  • организация производственного обучения на выпуске полезной продукции (в кузнечно — сварочной, слесарной, столярной, швейной и шиномонтажной мастерских, пекарных и столовых лабораторий ), что позволит приблизить образовательный процесс к рыночным условиям.

3.5  Прогнозирование учебно-воспитательной и производственной деятельности образовательного учреждения

В   результате   Программы  развития  техникума  на   2013-2016 годы произойдут следующие изменения:

  1. Повышение качества обучения за счет внедрения информационно – коммуникативных технологий (ИКТ):
  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
  • использование компьютерных технологий, цифровых образовательных ресурсов в качестве инструментов обучения для творческого развития;
  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
  • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
  1. Повышение методического мастерства педагогов, уровня подготовленности каждого преподавателя и мастера производственного обучения, его компетентности, отвечающих современным требованиям в области информационных технологий.
  2. Введение электронной документации, как составной части содержания образования, внедрение эффективного электронного документооборота и педагогического мониторинга знаний обучающихся.
  3. Обучающийся достигает оптимально возможный для него в данный момент уровень обучения благодаря дифференциации образовательного процесса.
  4. Идут внутренние качественные изменения педагогов и руководителей, прослеживается направленность их на педагогические инновации.
  5. Свободный доступ участников образовательного процесса к качественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов.
  6. Регулярное обновление содержания сайта техникума
  7. Повышение эффективности образовательного процесса, качества
    знаний и информационной культуры обучающихся.

10.Активное участие педагогических работников и обучающихся в различных уровнях  конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях, форумах.

  1. Увеличение числа выпускников с повышенным разрядом.
  2. Повышение показателей качества приема.
  3. Расширение перечня подготавливаемых профессий.
  4. Улучшение материальной базы производственных мастерских, лабораторий и учебных кабинетов.
  5. Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, развитие его способностей, мышления и деятельности на основе личностно-ориентированных воспитательных технологий.
  6. Создание системы психолого-педагогического сопровождения деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.

Раздел 4 .  Система управления реализацией Программы.

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Её корректировка может осуществляться не чаще одного раза в полугодие в соответствии с решением администрации техникума по согласованию с учредителем – Министерством образования  и науки Республики Тыва

Раздел 5. Этапы и основные сроки выполнения Программы.

5.1. Первый этап:     –  подготовительный (2013г)

Цель: Модернизация содержания образования в соответствии с внедрением ФГОС нового поколения

Задачи:

  1. Анализ современного состояния образовательного учреждения, выявление проблем, их причин, прогнозирование развития.
  2. Разработка концепции и перспективы развития техникума на 2013-2018 г.;
  3. Модернизация образовательного процесса и организационно-управленческого механизма.
  4. Выявление позитивного опыта и определение приоритетных направлений его развития.
  5. Подготовка педагогического коллектива к работе в новых условиях, организация курсов переподготовки и повышения квалификации.
  6. Работа по нейтрализации возможных рисков подготовительного этапа.

7. Финансово-экономические анализы расчетов подготовительного этапа

Основные мероприятия первого этапа развития (2013 год.)

Мероприятия Сроки Ответственные
1 2 3 4
1 Подготовка необходимой нормативно-правовой базы деятельности техникума в режиме развития (приказы, положения  и т.д.)- разработка и утверждение Устава- разработка и утверждение Коллективного договора

- подготовка Локальных актов

- обновление Положений образовательной деятельности

 Июль — август2013 г. Зам директора по ИР
Разработка  Программы развития ГБОУ СПО РТ «Тувинский технологический техникум» на 2013-2018 г. и утверждение на  Общем собрании техникума.- анализ и сопоставление материальной базы техникума- сопоставление развития структурных подразделений Август  2013г. Заместители директора
Сотрудничество с другими образовательными учреждениями  СПО по республики Весь период 2013г Директор, заместители директора
 Разработка первых вариантов профессиональных модулей, составление рабочего учебного плана по образовательным программам СПО   Июль- август 2013г Зам. директора методист
Апробация первых вариантов профессиональных модулей СПО Сентябрь – декабрь 2013г Зам по УПР, ТО, методист
Проведение обучающих семинаров и курсов повышения квалификаций по проблемам модернизации образования для заместителей директора и руководителей предметных (цикловых) комиссий по внедрению ФГОС СПО Сентябрь – декабрь 2013г Заместители директора
Разработка дидактического материала по новым программам. Весь период. Методист , зам по ИР
Совершенствование форм аттестации обучающихся. Разработка тестов для проведения итоговой государственной аттестации выпускников (междисциплинарный экзамен) по всем профессиям Сентябрь – декабрь 2013г Заместители директора Методист,
Улучшение материально-технической базы учебно-производственных мастерских по профессиям В течение года Зав.мастерскими, старший мастер
Ремонт и улучшение теплового режима в учебных корпусах: главного корпуса, мастерских и общежития В течение года Директор, зам.дир по АХЧ, бухгалтерия
Комплексное развитие внебюджетной деятельности училища В течение года Директор, бухгалтерия, зав мастерскими, старший мастер
Подготовка пакета документов для создания на базе УФХ «Арыг-Бажы» ресурсного центра или  экспериментальной площадки Весь период  2013г Директор, зам дир по ИР,
Анализ и обобщение результатов первого этапа реализации развития. Май 2013 г. Директор, зам. директора, методист
Отчёт по первому этапу развития на Педагогическом совете Декабрь 2013 г. Директор, зам. директора,  методист

 

5.2. Второй этап – реорганизационный (2013-2014).

 

Цель: Создание нового вида образовательного учреждения СПО путем  открытия новых специальностей

Задачи второго этапа:

  1. Создание организационных, кадровых, нормативно-правовых, образовательных и финансовых основ качественно новой модели образовательного учреждения;
  2. Организация системы переподготовки и  повышения квалификации педагогических кадров;
  3. Анализ и план действий по основным направлениям учебно-производственной деятельности;
  4. Корректировка и дополнение финансово-экономических расчетов  деятельности техникума.

Основные мероприятия второго этапа развития (2013-2014 г.)

Мероприятия Сроки Ответственные
1 2 3 4
Разработка  и ориентация сопряженных учебных планов НПО и СПО по всем специальностям   Август – сентябрь 2013 Заместители директора
2 Подготовка документации на лицензирование новых специальностей СПО  Август  2013 Директор, Зам. директора по УПР
3 Наставничество ОУ СПО с техникума Весь период Директор, заместители директора
4 Создание службы психолого-педагогической консультации и коррекции при реорганизации. Сентябрь — октябрь 2013г Директорзам по УВР
5 Организация планового оснащения и дополнения учебно-методическими изданиями библиотеки В течении учебного года Бухгалтерия, библиотекарь
6 Согласование пути развития техникума с органами местного самоуправления, министерствами и ведомственными организациями Сентябрь- декабрь 2013 Заместители директора
7 Организация переподготовки и повышения квалификации педагогических работников училища в соответствии со специальностями СПО.  В течении учебного года Методист, отдел кадров
8 Создание пакета нормативно-правовой и методической документации по организации воспитательной деятельности в техникуме по расширению кружков и секций и профессиональных клубов. В течении учебного года Заместители директора
9 Внедрение  и апробация образовательных стандартов СПО по открываемым профессиям Сентябрь — декбарь2013г Заместители директора, методист
10 Организация новых  предметных (цикловых), включая дисциплин социально-гуманитарного цикла, технологического цикла, социально-психологической службы.  2014 г.  Методист зам дир.по ИР
11 Формирование творческих групп по отработке механизмов обновления образовательного и воспитательного процессов.  Ноябрь — декабрь 2013г. Заместители директора
12 Организация новых соглашений и договоров с предприятиями и организациями республики Весь учебный год Зам дир.по УПР, старший мастер
13 Разработка должностных обязанностей работников СПО  2013 — 2014г Директор, отдел кадров
14 Сопоставление материально-технической базы техникума специальностями СПО  Август  2013г. Главный бухгалтер, зам директора по АХЧ.
15 Составление перечня необходимой материально-технической базы для открытия специальностей СПО Первое полугодие 2013г Директор, экономист
16 Формирование объемов профильной подготовки специалистов СПО 2014г Директор, Заместители директора
17 Согласование профильной структуры  подготовки  специалистов среднего звена с динамикой развития начального профобразования 2014 Директор, заместители директора
18 Изменение структуры содержания подготовки специалистов с учетом перехода на новую модель образовательного учреждения 2013 Заместители директора
19 Открытие профессий СПО, набор учебных групп  техникума Сентябрь 2013г Директор, заместители директора
20 Анализ и обобщение результатов второго этапа реализации развития Май 2013г Директор, зам.директора , методист

5.3. Третий  этап (2014 — 2016) –формирующий

Цель: Становление образовательного процесса и организационно-управленческого механизма в техникуме.

Задачи  третьего этапа:

  1. Организация функционирования организационно-управленческого механизма в статусе техникума
  2. Дальнейшая работа по совершенствованию содержания и технологий образования в техникуме.
  3. Открытие соответствующих техникума рабочих квалификаций и комплектация учебных групп
  4. Анализ и план действий по основным направлениям преобразований: финансовым, правовым, кадровым, организационным.
  5. Обеспечение и оснащение материальной базы открываемых специальностей СПО в соответствии с ФГОС нового поколения.
  6. Коррекция и доработка перспективы развития образовательного учреждения.

Основные мероприятия третьего этапа развития (2014-2016 г.)

Мероприятия Сроки Ответственные
1 2 3 4
1 Составление плана работы по реализации второго этапа развития 2014г Директор, Заместители директора, методист
2 Утверждение плана на педагогическом совете. 2014г Директор
3 Разработка вариантов программ  профессиональной  подготовки и их экспертиза. 2015 Заместители директора по УПР,ТО,методист
4 Дополнительное заключение соглашений с социальными партнерами 2014 Директор
5 Согласование учебных образовательных программ новых профессий и специальностей техникума с социальными партнерами В течении учебного года Заместители директора
6 Апробация ОПОП и ПОПОП профессий и специальностей СПО нового техникума 2014 Методист
7 Дополнение и корректировка учебных образовательных программ В течении учебного года Заместители директора
8 Разработка дидактического материала к новым программам. В течении учебного года Методист           Зам дир. по ТО
9 Работа по пополнению банка методической, учебной и педагогической информации и литературы 2014 Заместители директора, методист, библиотекарь
10 Компьютеризация всего учебного процесса в училище, создание единой локальной сети 2015г Директор, инженер по оргтехнике
11 Отработка механизмов формирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. 2015 Зам. директора
12 Отработка нового содержания и технологии воспитательной работы. 2015 Заместители директора
13 Информатизация образовательного процесса, компьютерное, техническое  оснащение кабинетов В течении учебного года Директор, инженер по оргтехнике
14 Формирование учебно-методического комплекса по своим специальностям СПО 2015 Заместители директора
15 Инвентаризация и сопоставление учебной технической базы необходимых специальностей СПО 2015 Директор, бухгалтерия
16 Создание ресурсного центра проф.подготовки 2014 Директор заместители директора
17 Открытие программ дополнительной профподготовки и переподготовки специалистов СПО 2015 Зам директора
18 Обновление и оснащение материальной базы спортивных комплексов учреждения В течение года Директор, бухгалтерия
19 Разработка оптимального режима работы Начало учебного года Директор, отдел кадров
20 Анализ и обобщение результатов третьего этапа реализации развития Конец учебного года Директор,  члены администрация

 Раздел 6. Экономическое обоснование развития Техникума

Цель: Организация и совершенствование экономической деятельности Техникума для достижения максимальных результатов при минимальных затратах.

Задачи:

1.Развивать и совершенствовать материально – техническую базу.

2.Привлекать социальных партнеров к реализации программы развития техникума.

3.Совершенствовать систему оплаты труда и материального стимулирования сотрудников с целью обеспечения роста уровня профессионального мастерства.

4.Выявить и использовать резервы техникума от производственной деятельности и оказания дополнительных образовательных услуг.

В настоящее время техникум является многопрофильным образовательным учреждением, имеющим различные каналы финансирования.

Финансирование Техникума осуществляется за счет:

-средств республиканского бюджета;

-внебюджетных средств.

Структура и объем софинансирования, в тыс. руб

№№пп.п. Виды софинансирования Софинан-сирование из средств работодателей Софинанси-рование из внебюджетных средств ОУ, участвующего в конкурсе Софинан-сированиеиз средств субъекта РФ
1. Софинансирование перечислением финансовых средств, тыс.руб 250,00 250,00 19 100,0
22. Софинансирование путем приобретения и /или передачи из собственных средств  зданий, сооружений,  оборудования, приборов, предоставления услуг и выполнения работ, тыс.руб 250,00 250,00 4 800,00
33. Всего, тыс.руб. (по каждому столбцу) 550,00 550,00 23 900,00
Итого, тыс.руб. 24 000,00

 

 

 

Согласно Республиканской целевой программы комплексного развития профессионального образования в Республике Тыва на 2011-2015 годы и на период до 2020 года планируется выделение финансовых средств (федеральные, республиканские и внебюджетные средства) на создание на техникума в размере 45,0 млн. руб.

Соответствие закупаемого учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, программного и методического обеспечения образовательного процесса целям представленной программы

Обоснование объема и распределения финансовых средств на реализацию образовательной программы:

Направления работ  Планируемые объемы финансирования  в2013-2018гг (тыс. руб.)
Объем привлекаемого финансирования из средств субъекта РФ, тыс.руб. Средства софинансирования
Всего собственные внебюджетные средства Привлеченные средства Работодателей Привлеченные средства  органа исполнительной власти субъекта  РФ
  1. Закупка учебно-лабораторного оборудования
8 399,99 200,00 200,00
  1. Закупка учебно-производственного оборудования
6 499,99 400,00 400,00
  1. Закупка программного и методического обеспечения
1499,99 150,00 150,00
  1. Модернизация учебных помещений, ремонт помещений под учебные мастерские/лаборатории
3599,99 100,00 100,00
4.Компьютеризация  и презентационный кабинет 2 899,99 100,00 100,00
  1. Повышение ква­лификации преподавателей, мастеров производственного обучения, методистов и ад­министративно-хозяйственного персонала
999,99  150,00 150,00
ИТОГО 23 900,00 1100,00
ВСЕГО 24 000,00

 

Расход прибыли производится на следующие цели:

  1. На развитие материальной базы.

 

  1. На внедрение новых образовательных технологий в педагогическую деятельность.

 

  1. На информатизацию деятельности техникума.

 

  1. На проведение массовых культурных мероприятий.

 

  1. На профорентационную работу.

 

  1. На улучшение социально-бытовых условий в техникуме.

 

 

Раздел 7. Ожидаемые результаты реализации Программы развития.

Результатом выполнения задач Программы развития должно стать новое качество профессиональной подготовки рабочих на базе  ресурсного центра,  основными компонентами которого являются:

7.1 Внедрение в  учебный процесс стандарта нового поколения.

7.2.Новая форма взаимодействия с социальными партнерами и организации обучения (основного профессионального обучения) – учебный центр в строительной и сельскохозяйственной отрасли, отвечающий потребностям и интересам как профильных предприятий и организаций, так и учебного заведения и системы профессионального образования республики в целом.

7.3. Новые результаты, содержание, методы подготовки рабочих по профессиям.

7.4. Новые результаты, содержание, методы профессионального обучения и переподготовки рабочих, в том числе уволенных по сокращению штатов и находящихся под угрозой увольнения.

  • « Тракторист-машинист в СХП »;
  • « Мастер растениеводства »;
  • «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в СХП»;

 

7.5. Новый уровень работы инженерно-педагогических работников училища (новые знания, формы и методы работы, оценки профессиональных компетенций)

7.6. Успешный опыт ресурсного центра по подготовке кадров, создаваемый совместно социальным партнером — работодателем и государственным образовательным учреждением, может быть востребован другими предприятиями отрасли.

7.7.  Создание Совета по реализации и контроля программы развития

7.8.  Создание сайта училища  в системе сети Интернет

7.9. Обеспечить системы мониторинга по реализации программы.

7.10 Использование нового учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования;

7.11.сформированность  профессиональной компетенции учащихся /выпускников;

7.12. подготовленность преподавателей училища для работы в рамках новых учебных программ и дисциплин;

7.13. Высокие проценты трудоустройства выпускников по получаемой профессии.

7.14.Высокий  уровень использования новых технических средств в процессе обучения

7.15. Повышение количества педагогических работников и учащихся в конкурсах, олимпиадах, выставках технического творчества  и т.д.

Возможность комментирования заблокирована.