Исследовательский проект «Глинобитные стены история цивилизаций»

Сат Туяна Мергеновна. студентка гр 17 «Наладчик компьютерных сетей»ГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум», руководитель Даваа А.К. — преподаватель спецдисциплин

На территории Тувы насчитывается более ста месторождений глинистых минералов различающихся по химическому и минералогическому составу, структуре и физико-химическим свойствам. Глины относятся к полезным ископаемым, имеющим большое практическое значение для развития строительства и промышленности в Республике Тыва. Местные глины – не только доступное и дешевое сырье для получения кирпича, керамической черепицы и плитки, но их также можно использовать в качестве адсорбентов и катализаторов, которые используются для очистки красок, в текстильной промышленности и т.д.
История «глинобитного строения» уходит в глубь веков, — наши предки, выкладывая очаг из камней и обмазывая их глиной, заметили, что после высыхания на огне глина сама спекалась в камень. Со временем люди научились глину измельчать, смешивать, придавать ей нужную форму, утрамбовывать, высушивать, обжигать и получать каменные материалы.
Древние глинобитные постройки возводились разными народами в местах их постоянного обитания. Первые строения появились на земле более пяти тысяч лет назад. Жилые строения, дворцы и крепостные стены.
Все глинобитные постройки можно разделить на два типа. К первому относятся единичные строения, представляющие собой здания конкретного функционального предназначения, — религиозные объекты (преимущественно, храмы, монастыри), дворцы, жилые дома. Второй тип глинобитных построек – это городской комплекс, располагающейся на большой площади и состоящей из огромного количества разнообразных архитектурных элементов.
Стены глинобитных сооружений возводились шириной до метра и более. Крыши зданий могли иметь как плоскую, так и остроконечную или резную форму. В древних городах глиной было устлано все вокруг – красно-коричневые дома плавно переходили в узкие улочки, соединенные арками, а их крыши образовывали причудливую архитектурную вязь открытых уличных террас.
Цель исследовательского проекта заключается в изучении истории и применения глинобитного строения зданий в разные эпохи цивилизаций.
Основные задачи проекта:
1. Поиск информации и владение информационной культурой о глинобитном строении.
2. Сопоставление взаимосвязи развития древних цивилизаций глинобитных строений в Туве с цивилизациями Монголии и Китая.
Объекты исследования сооружения из глинобитных стен в разные эпохи цивилизаций.
Методы изучения проекта – изучение и поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задачи проекта.
Для написания проекта использованы литературные источники А.В. Галанина «Великая Китайская стена (новая гипотеза о причинах ее сооружения)» (2008г), и научные статьи Н.А Ионнина «Сто великих замков», книги путешественника П.К. Козлова «Затерянный город или мертвый город» 1923 г, интернет источники www.russian7.ru Республика Тыва: самая неизвестная Россия – Тыва страна курганов, http://savetibet.ru – Сохраним Тибет — Цогчен Устуу-Хурээ, www.por-bagin.ru — Крепость Пор – Бажын. Культурный фонд, http://coollib.com – Древние цивилизации и т.д.
Краткая история возведения глинобитных стен. Глинобитные стены. Под этим названием относятся стены строений, возводимые из глины или из земли, содержащей значительную примесь глины, частицы которой плотно соединяются между собой посредством уколачивания или утрамбовки.
Для употребления в дело, глину предварительно перемешивают с водой, пока она не превратится в однородную массу. Затем, дав глине время высохнуть до степени густого теста, ее уминают ногами до тех пор, пока она не будет в состоянии поддерживать рабочего. Тогда глина уже годна для употребления на глинобитные постройки. В виде фундамента или цоколя иногда укладывается слой камня или один или несколько рядов жженого кирпича, а затем начинается кладка приготовленной глины. Сложив стену на высоту от 60 до 70 см (так называемая пахса), срезывают лопаткой неровности стены и дают ей окрепнуть в течение нескольких дней. После чего продолжают возводить стену снова на такую же высоту. Для устойчивости стена делается внизу толще, чем наверху. Комья глины, придавливаемые с размаха один к другому, весьма плотно слипаются.
При возведении глинобитных стен используют грунт, который за счет содержания в них глины, обладает вязкостью. Консистенция грунта, для формирования кирпичей полусухим методом, должна быть аналогична по содержанию глиномассе. Слишком вязкий грунт можно отощить при добавлении песка. А для повышения связанности массы- добавляют жирную глину.
При формировании стены грунтомассу укладывают на место и уплотняют. На пересечениях и в углах дома применяют каркас из прутьев и штукатурной драни. Обязательно используется обработанная балка, чтобы распределить нагрузку от перекрытий. Вышеописанный способ приготовления глинномассы наиболее распространен и по сей день.
Приступая к возведению постройки, врывают в землю, при всех наружных и внутренних углах фундамента или цоколя, обтесанные с двух сторон столбы или толстые жерди. Высота этих жердей должна равняться высоте строения. При установке их должно наблюдать, чтобы обтесанные углы их плотно прилегали к углам строения, для этого жерди подпираются подкосами.
Для устранения проникания в стены сырости из фундамента или цоколя поверхность их смазывают смолой и засыпается песком, и затем на нее набрасывают вилами слой приготовленной глиняной массы.. Толщина слоя может быть до 1 метра. Дав время первому слою несколько просохнуть, натягивают по нему шнур от одного столба до другого, к шнуру прикладывают выровненную по правилу доску, на которую становится рабочий и по ней срезывает лопаткою лишнюю глину, так чтобы стена была несколько тоньше цоколя и именно снаружи на уступ. Передвигая доску по шнуру и выровняв весь наложенный слой по протяжению наружных и внутренних стен, приступают к кладке нового слоя, так же обрезают его и т.
Древние цивилизации в глинобитных строениях. Республика Тыва – одно из самых живописных мест в России. В ней представлены самые разнообразные ландшафты: от гор до степей, от тайги до полупустынь. Благодаря этому, краю скифских курганов, китайских дворцов, шаманов и странных обычаев удалось сохранить свою уникальную самобытность. Природа Тывы обладает целебной силой. Тыва богата не только природными ресурсами, но и историческими памятниками.
К теме моего проекта относятся памятники с глинобитными стенами в нашей республике — это храм Устуу-Хурээ и крепость Пор – Бажын.
На этих исторических памятниках подчеркивается остатки глинобитных строений. Важным элементом материальной культуры, обеспечивавшим активную жизнедеятельность, были глинобитные стены. Их стены возводились из глиняных пластов с примесью растительности. Сами строения были, как правило, прямоугольными.
Для сопоставления глинобитных строений мною в проекте выбраны город крепость Хара Хото в Монголии, загребенный песчаной дюной великой пустыни Гоби Монголии и западная часть Великой Китайской стены.
Храм Устуу – Хурээ. Устуу-Хурээ — «верхний хурээ», расположенный в урочище Чайлаг-Алаак, в долине Хемчика, на правом берегу реки Чадан, в 7 км севернее города Чадан, у дороги, ведущей в поселок Бажын-Алаак, один из двух крупнейших храмовых комплексов, находившихся на территории Даа-кожууна, который включал в себя больше половины территории Тувы и считается колыбелью государственности тувинцев, духовным и экономическим центром. Он был одним из самых богатых, но отнюдь не самым большим. Цокчин (главный храм) был построен в 1905-1907 гг. богатым и влиятельным Хайдып Угер Даа нойоном. Хайдып Угер Даа нойон был знаменит тем, что впервые в истории Тувы объединил разрозненные кожууны в единый Даа кожуун. Тем не менее, объединение этих кожуунов в один имело для Тувы очень важное историческое значение. Потому что до того времени Тува была разделена на девять больших кожуунов. Правление осуществлялось и исходило от Монголии настоятелями больших храмов. Хайдып Угер Даа нойон, как умный человек, естественно, понимал, что для того, чтобы объединить людей, прежде всего нужна идея, на которую нанижется все остальное. Вот этой идеей и стало строительство нового храма Устуу-Хурээ, который со временем стал венцом буддистского зодчества.
В те далекие времена, во времена объединения, например, еще не было Чадана, но нужен был центр, столица, а был только храм Алдыы-Хурээ. Вот и было решено в честь объединения кожуунов построить самый большой, богатый и самый современный по тем временам храм. Вокруг этого храма и образовался нынешний город Чадан, с шестью десятками юрт. Там жил служивый люд: плотники, ремесленники, специально приглашенные из Монголии и Китая, кузнецы, шорники, пастухи, доярки и прочие. Храм владел огромным количеством коров, лошадей. Из исторических сведений, «чадан» — это искаженное название города. Как-то англичанин Варрутерс, который первый раз побывал в этих местах, писал об увиденных поселениях так: «Два хурээ есть дже-дан» на манер китайского произношения. На самом же деле все объясняется гораздо проще: «Чызаан», от слова «чизе», что в переводе на русский язык означает «опись храма» (хурээнин чизези). А также существуют и другие сведения названия города.
Как тогда настоятели храмов Монголии, правящие Тувой, допустили строительство храма, означающего независимость и самобытность тувинского народа. Хайдып Угер Даа Нойон не поведав правящего Тувой Богдо Гегена VIII. Просто отправили очень большой дар Далай-ламе VIII в Хасут прямо в Тибет. В качестве подарка принял он от тувинцев семь видов домашнего скота («чеди чузун мал»), ровно по тысяче голов: коз, овец, коров, сарлыков, лошадей, верблюдов, оленей. Также были отправлены дары для Далай-ламы «головы лошади» чистого золота («аът бажы алдын»), «головы волка» серебра («бору бажы монгун»). Их изготовили лучшие ювелирные мастера. Не поскупились тувинцы и на дары тайги, такие, как струя кабарги и желчь медведя. После всего этого от Далай-ламы в Гандан хурээ пришло указание: пусть в Даа кожууне построят тувинский храм, настоятелем храма будет тувинец и нойон — тоже тувинец. По указанию Далай-ламы, Богдо Геген VIII сам должен был определить место строительства храма. У подножия горы Кызыл Тайга ламы Богдо Гегена VIII сели и развели большой костер, затем провели службу «Сан салыр», и было определено место строительство нового храма.
Самое удивительное, что наверху Устуу-Хурээ, если подняться на самую верхнюю точку храма, с этого места прекрасно видно девять вершин Тувы. А если на 500 метров отойти в сторону, то стразу же теряется одна вершина, потому что ее заслоняют близлежащие горы. Если в наши дни попытаться повторить то, что было сделано когда-то при выборе места для строительства храма, то для этого потребуются сотни точнейших фотографий, причем из космоса. Понадобятся услуги первоклассных топографов и многое другое, что предусмотрено современными технологиями для того, чтобы найти место, откуда видно девять вершин Тувы — Танды, Бай-Тайга, Монгун-Тайга, Кошкарлыг-сыны, Кулун-дужер, Кижи-унмес, Кызыл-Тайга, Буура, Бора-Тайга. Как и с помощью чего это было сделано тогда, остается загадкой. Но место это не случайное даже в географическом плане, поэтому к Устуу-Хурээ святое отношение.
По сохранившимся документам, служило в храме 470 монахов, другие источники утверждают – до 1000. Мощные глинобитные стены производят впечатление едва ли не египетской древности, хотя со времени разрушения минуло не более 70 лет. Сохранившиеся стены являются немыми свидетелями гениальности строителей, которые построили храм из глины и песка. В состав раствора, замешанного на желтках диких птиц с озера Убсу-Нур, входила и рубленая таволга (жимолость). Основным строительным материалом при строительстве использовали местную глину, так как в окрестностях Даа кожууна глинистые месторождения преобладают значительное количество площади.
Проект монастыря тибетского образца привез в 1905 г. Кунтан Римпоче, который по тем временам являлся выдающимся строителем храмов. Храм Устуу-Хурээ по своему строению соединила в себе архитектурные приемы Тибета и Китая: скошенный низ типичен для тибетских построек, а легкий деревянный павильон второго яруса — для китайских.
Несмотря на происхождение архитектурных элементов храма, устанавливается взаимосвязь цивилизаций по возведению храмов с Китаем, Монголией и Тибетом.
Постановлением Правительства Республики Тыва вокруг храма будет построено 108 субурганов. На сегодняшний день Устуу-Хурээ находится в реестре российских памятников культуры, а также занесен в реестр храмов буддизма в Индии — Гоман дацане как «Течен раптен даши чойхорлинг» («Обитель духовного счастья»), все знают об этом храме и ждут его восстановления.
Крепость Пор-Бажын- дворец в степи — археологическая достопримечательность Тувы. Пор-Бажын, в переводе с тувинского – «глиняный дом». Он действительно был сделан из глины, а вернее – из необожженного кирпича. Пор-Бажын занимает площадь более 3-х гектаров и окружен стенами, которые и в разрушенном состоянии достигают десяти метров, а некогда были еще выше. Крепость была построена в VIII веке нашей эры. Даже разрушенные, его стены достигают высоты 8 м. На северной стене отчетливо видны толстые слои глины. В восточной стене зияет пролом — здесь были ворота. Слева и справа от ворот с внешней стороны крепости стояли укрепленные башни, на которые с внутренней стороны поднимались, параллельно стенам, въезды-пандусы.
В городище 27 жилищ, расположенных в основном вдоль стен. В центре стояли 2 больших здания со стенами длиною около 23 м. С восточной стороны здания откопаны 2 широкие парадные лестницы из кирпича. Крышу здания поддерживали 36 массивных колонн, установленных на гранитные плиты (плиты сохранились). Раскопками открыты 10 рядов кирпичей южной стены сооружения. Кирпич выдержал испытание временем и прекрасно сохранился. В Туве нет больше ни одного подобного строения, зато они являются типичными для Китая. Откуда же взялся «глиняный дом» посреди степи?
Впервые крепость была обследована в 1891 году русским ученым Дмитрием Клеменцом. Исследователь отметил некоторое сходство Пор-Бажына с развалинами городища Кара-Балгасун на реке Орхон в Монголии и высказал предположение, что строителями крепости на юго-востоке Тувы был народ, родственный строителям древнего Каракорума.
А вот японский археолог Тэцу Масумото нашел в Пор-Бажыне следы строительных технологий, которые использовались в древнем Китае и дошли до наших дней в архитектуре буддийских монастырей. Исследователь уверен, что расположение зданий, и особенно дворцовое сооружение в центральной части крепости, указывает на принадлежность к храмовому комплексу.
Следующим на руинах Пор-Бажына побывал российский этнолог Севастьян Вайнштейн в 1952 году вплоть до 1963 года. Гипотеза С. Вайнштейна гласит, что крепость была построена уйгурским каганом. Дело в том, что уйгуры — представители одного из древнейших тюркоязычных племен — с начала VII века кочевали в Северной Монголии, где и создали свое государство, которое было одним из сильнейших в Центральной Азии.
В одной из версий историков гласит, что крепость Пор-Бажын на озере Тере-Холь была построена в середине VIII века по приказу главы Уйгурского кагана Элетмиш Бильге-кагана. В 750 году он пришел с войсками на территорию нынешней Тувы с целью ее захвата. Для того чтобы закрепиться на завоеванной территории он возвел крепость. Стены ее достигали в высоту десяти метров. Центральный дворец, который стоял на высокой платформе, принадлежал самому Элетмиш Бильге-кагану. Древним строителям пришлось завезти тысячи тонн глины и обожженного кирпича.
Судя по всему, возводя крепость, изо рва вокруг постройки вынимали глину, потом в заболоченной долине этот ров было достаточно просто запрудить. К тому же местные жители говорят, что озеро с годами увеличивается. Поэтому возможно, что в древности в долине было несколько маленьких озер, которые могли быть искусственно соединены воедино фортификаторами Пор-Бажына.
Возведение глинобитных стен Пор-Бажына имеет характерные черты строения древнего города крепости Хара Хото в Монголии и ряда храмов в Китае и гипотеза установлении связи между цивилизациями имеется.
Гипотеза сооружения Великой Китайской стены. Великая Китайская стена в разных ее частях, скорее всего, возводилась с разными целями. Западная ее часть была построена для защиты полей от надвигающихся песков, а также как указатель караванной дороги на запад в Европу. Восточная часть создавалась как военное сооружение для защиты с севера и для передачи информации от одной башни до другой.
Истинная старина Великой Китайской стены находится западнее, в пустыне Ала-Шань, она погребена песками, как столица Тангутии город Хара-Хото. Ее предшественником были земляные валы, насыпанные вдоль караванных троп. Затем наиболее важные караванные тропы стали обустраивать, в частности предохранять их от засыпания подвижными песками: для этого вдоль троп выстраивали невысокие глинобитные стены, что в настоящее время сильно разрушенные ветровой эрозией.
Великая Китайская стена лишний раз напоминает нам, что борьба со стихией требовала от китайцев значительно больших усилий, чем борьба с северными варварами. Если кочевники могли уйти от засухи и опустынивания в новые земли, то оседлое население пыталось остановить движение песков, возводя на их пути стену, чтобы защитить поля и огороды от надвигавшихся песков Великой пустыни Гоби, в эпоху усиливающейся изменения климата. А длинной стеной китайцы и тангуты пытались защитить свои орошаемые поля от надвигавшихся с севера песчаных дюн. Песок переносился постоянно вдоль ряды стен, засыпая при этом саму стену.
В изобилии песка и глинистых пород, основным строительным материалом для китайцев и тангутов служили глины и глинистые породы.
Исследования показали что, в местах, где возводились глинобитные стены, обязательно находились песчаные пустыни, и возможно гипотеза первоначального возведения стены для защиты поля и долины рек правомерны. Также следует отметить что, сегодня крестьяне на западе Китая до сиг пор приспосабливают стену для защиты своих полей от песчаных дюн.
Структура возведенных глинобитных стен аналогична структуре возведения стен крепости Пор Бажын в Туве и храма Устуу-Хурээ. Строители того времени использовали один и тот же способ возведения глинобитных строений, передавая свое мастерство из поколения в поколение, из развитых государств и империй в другие земли в своем подчинении.
Мертвая крепость Хара Хото. В северной части пустыни Ала-Шань на берегу реки Эдзин-гол песками погребен город Хара-Хото — столица Тангутского царства.
Легенды о мертвом городе Хара-Хото передавались из века в век. Уйгуры называли его Индикутшари, китайцы — Хочжоу (Огненный город), а монголы именовали Хара-Хото. Назывался он и Гаочаном — по имени государства, столицей которого был.
Хара-Хото — «азиатской Помпеи», погребенной песками пустыни Гоби. Одни здания были совсем разрушены и сровнялись с землей, другие еще держались. Когда-то здесь жили люди, работали, молились, страдали, веселились; теперь здесь не было ни одного человека, и даже имя города было забыто, ведь «Хара-Хото» означает «Мертвый город», а это не название.
Город-крепость представлял собой крепость прямоугольник площадью 380×450 метров, длинной стороной ориентированный (как многие китайские крепости) в направлении «запад—восток». Стены всех строений и зданий выполнены из глины и песка. Высота глинобитных стен достигала 6—8 метров при толщине у основания 4—6 метров. Вся внутренняя часть крепости была разбита на правильные кварталы; от ворот, устроенных в западной и восточной стенах и несколько смещенных относительно друг друга, к центру шли две большие улицы. На них стояли ряды небольших глинобитных домишек, прикрытых соломой, а сверху— сплошной твердой коркой глины. Следы бойниц были заметны только в очень немногих местах, зато повсюду стояли субурганы — памятные буддийские знаки (надгробные или отмечающие место каких-либо событий).
Развалины города Хара-Хото. Рисунок взят из книги П.К. Козлова (1923).
Видно, что город погиб под толщами песчаных барханов. Экспедицией П.К. Козлова в этом городе были проведены раскопки и обнаружены многочисленные артефакты, свидетельствующие о некогда существовавшем здесь цивилизованном государстве с письменностью, бумажными деньгами, ювелирным искусством. Город существовал еще в XII-XIII веках.
Город находился на Великом Шелковом пути, по которому из Китая в Европу шли караваны с шелком, фарфором, а из Европы в Китай — с золотом и серебром. Тангутия, обеспечивая торговый путь, снабжая купцов провизией, верблюдами была богатейшим городом своего времени, обосновав государство Си Ся в Китае, что по китайски означает «Западная провинция»
В Хара-Хото нет следов завоевателей, поэтому высокие и толстые стены, ворота и массивные башни хорошо сохранились до наших дней, хотя и были сложены из земляных глыб. Только ухудшение климата могло ослабить это государство. Песок, приносимый с пустыни Гоби, засыпал поля, поселки и города, резко сократилось поголовье скота и численность населения.
Город крепость Хара Хото погиб не от нападений войск Чингизхана, а от тщеславия правителя, намеревавшего занять трон у китайского императора, тем самым вызвав гнев китайского императора. Китайское войско династии Мин долго осаждав крепость, поменял русло реки, впадавший в Хара Хото, и засушил их. Осажденный правитель зарыл все свои сокровища на вырытые ими пустые колодца, умертвив свою царскую семью, вступил в последний бой с китайцами. Вместе с гибелью правителя и войска город вскоре был покинут и вскоре был засыпан песком из Великой пустыни Гоби.
Заключение. Приобщение к историческому прошлому — это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства и словесности, не только школа нравственного и художественного воспитания, но и неотъемлемая часть современной жизни, в определенной мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего сквозь призму исторического опыта.
Без достижений древних цивилизаций наш мир не мыслим ни в одном своем звене. Это одновременно и связывает нас с древними цивилизациями прочной нитью преемственности, и отделяет от древности.
Человечество и сегодня с благодарностью черпает из этого богатейшего источника. Создавая новое, оно невольно и с необходимостью обращается к наследию предшествующих цивилизаций.
«Просторы» древних цивилизаций безграничны. Классические цивилизации Востока, античного Запада и культуры Центральной Азии удивительно органично спаяны, но не схожи друг с другом. Все эти цивилизации передавались на земли Центральной Азии благодаря великому Шелковому Пути.
Из глинобитных стен в основном возводились религиозные сооружения, храмовые комплексы и крепости, что свидетельствуют их связь с историческими памятниками нашей республики крепость Пор-Бажын и храм Устуу – Хурээ.
Возведение глинобитных стен Пор-Бажына имеет характерные черты строения древнего города крепости Хара Хото в Монголии и ряда храмов в Китае и гипотеза установлении связи между цивилизациями имеется.
Список литературных источников
1. http://ukhtoma.ru — А.В. Галанина «Великая Китайская стена (новая гипотеза о причинах ее сооружения)» 2008г
2. www.russian7.ru Республика Тыва: самая неизвестная Россия – Тыва страна курганов
3. http://savetibet.ru – Сохраним Тибет — Цогчен Устуу-Хурээ
4. www.por-bagin.ru — Крепость Пор – Бажын. Культурный фонд http://coollib.com – Древние цивилизации
5. http://planeta.moy.su – Крепость Пор Бажын. Уйгурская цивилизация.
6. Механизмы для изготовления глиняной массы — http://forum.dug.ru
7. www.aif.ru – Технология средних веков

Возможность комментирования заблокирована.