Проект «Тувинская колыбель – благодатное гнездышко младенца»

Кускен-оол Алена Александровна, учащийся ГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум», профессия «Мастер общестроительных работ»
Руководитель: Куулар Алефтина Херел-ооловна, педагог-библиотекарь.

Колыбель – это одно из гениальных изобретений кочевых народов. Нашим предкам –кочевникам нужна была такая колыбель, с которой можно было легко и быстро отправиться в дорогу. На период кочевья или же просто по необходимости удобная конструкция и легкий вес колыбели позволяло легко использовать ее в трудных условиях жизни кочевого народа. Мать малыша по дороге, не сойдя с лошади, могла покормить не развязывая. Можно носить на плечах, на руках, навьючить на лошадь.
Детская колыбель считается не просто местом куда кладут ребенка, она относится к священной утвари, используемое кочевым народом. Имеет магическую силу, она хранительница и оберег младенца.
Главная цель моей работы состоит в ознакомлении с обычаями использования колыбели кочевыми народами России.
В своей работе представила сравнение тувинской, алтайской и хакасской колыбели. Тувинцы и алтайцы – кочевой народ и поэтому устройство колыбели ребенка было приспособлено к кочевому образу жизни. Представляю строение тувинской колыбели:
1. Материал из которого делается колыбель- это мягкие породы деревьев – кедр, ель. Использовался только сухостой.
2. Дно колыбели. Оно не сплошное, три или четыре продольные плашки (или брусочки) закрепляются столькими же поперечными – получается донная часть.
3. Боковые стены. Колыбель имеет две широкие продольные дощечки, боковые стенки (чаак) которые защищали ребенка при падении колыбели. Прочные боковые стенки защитят младенца от удара
4. Дужка (энмек) колыбели способствует защите ребенка от удара, делается из высушенного караганника или тальника, ее закрепляют на верхней стороне боковых стенок над изголовьем. Она признана защитить головку ребенка.
5. Навес и полог. Сверху дужки (энмека)- прикрепляется, а иногда просто накидывается полог, образующий своеобразный навес, защищающий ребенка от лучей солнца, мух о комаров.
6. Сунмек — это деревянная втулка в виде коробочки для выделений ребенка. В сунмек насыпают сухой овечий навоз, поверху тонким слоем клали козью шерсть.
7. Кырыктааш – это плашки, прикрепленные с двух сторон колыбели. Кырыктааш регулировал нужное положение головы, способствовал правильному росту грудной клетки и позвоночника ребенка.
8. Одеяльце. В основном, использовали овчину, так как она хорошо защищает ребенка от сырости и холода, также от изнуряющей жары
9. Ремень для укачивания. На боковых стенках с каждой стороны делается по отверстию, через которые проводится ремешок, оба его конца завязываются. Говорят, женщина – тувинка в старину одновременно делала семь дел: качала кавай, следила за варевом на огне, прислушивалась к лаю собаки, мяла шкуру, прикидывала, что будет делать завтра, пела колыбельную песенку …
10. Подушечка для пуповины. Маленький мешочек, с защитой в нем пуповиной, подвешивается на дужке колыбели. Родила мать один или девять раз – вешается одна или девять подушечек.
11. Ремешки-кольца, длинный ремешок. На каждой стороне стенки колыбели делается по три(иногда четыре) ремешков — колец, они нужны для пеленания ребенка. Напротив каждого ремешка – кольца на другой стороне колыбели распологается длинный ремешок.
12. Крюк(ааткыыш). Он нужен для подвешивания колыбели в юрте. Крюк имеет различные формы, например, в виде лошадиной головы или барана Крюк (ааткыыш) – вещь священная. Для подвешивания используется очень крепкий сыромятный ремень или скрученный из конского волоса аркан.
Обряды, почитаемые в отношении колыбели тувинцами, алтайцами и хакассами:
Колыбель у тувинцев называют «кавай», у алтайцев «кабай», у хакасского народа – «пизик»
У тувинцев как и у алтайцев и хакассов, колыбель для новорожденного готовят родители матери или родственники – дяди или дедушки. Делали ее только после рождения ребенка.
У хакассов на новолуние, после рождения ребенка, устраивали «пизик той» или «пубай той» — праздник укладывания ребенка в колыбель. На празднество собирались близкие родственники и соседи, которые преподносили подарки.
У тувинцев такой праздник называют «дожек дой». С появлением же нового месяца устраивается праздник положения в «кавай».
Алтайцы также укладывают младенца в колыбель, как только у ребенка отпадает пуповина. До этого младенец находится в общей постели с родителями. Это примерно на 7 – 8 день после рождения и устраивают празднество.
Изготовленную колыбель отец приносил в свою юрту и ставил на почетном месте (дор бажы). Ее сразу закрывали пологом, так как не разрешали без ребенка держать открытой. Кроме того, запрещалось качать пустую колыбель, считалось, что в пустой колыбели качаются злые духи.
У хакассов прежде чем укладывать в колыбель малыша, совершали следующий обряд: если новорожденный был мальчиком, то в пеленки заворачивали нож в ножнах, огниво с опояской и березовое полено для скобления крошек в табак, а если девочка — ножницы, наперсток с иглой и огниво с опояской.
У алтайцев в качестве оберега на дно люльки клали нож для мальчика и ножницы для девочки.
Тувинцы в качестве оберега клали к люльку плетку из красного тальника или коготь медведя.
У тувинцев и хакассов прежде чем положить в колыбель новорожденного, туда на некоторое время укладывали щенка, так как считалось, что собака отпугивает зло. Алтайцы клали и щенка и козленка и ягненка. Собака должна жить до старости лет и умереть своей смертью. Это символизирует путь ребенка на долгую жизнь. После этой процедуры колыбель считалась обжитой.
В данном случае остерегались новорожденного опускать в новую, не обжитую люльку. Колыбель окуривали богородской травой «артыш» или обмахивали от злых сил мужскими штанами.
После указанного обряда в колыбель торжественно укладывали ребенка и благословляли:
«Пусть будет крепким изголовье колыбели, пусть будет много сестер! Пусть будет крепким колыбельный ремень, пусть будет много братьев!».
При укладывании в нее младенца также его окуривали богородской травой, приговаривая заклинания «сырык — сырык».
Колыбель ребенку служила два-три года. Ее нельзя было ломать и выбрасывать. Следующие дети также росли в ней.
Однако, если ребенок умирал в грудном возрасте, то его колыбель считалась нечистой («хара пизик» — букв, черная люлька). Ее обычно относили в горы и бросали в пещерах со всеми принадлежностями.
Пеленки до трех месяцев на улицу не вывешивали и сушили только в юрте — считалось, что если к ним прикоснется какая-нибудь нечисть, то ребенок может заболеть. До сих пор на ночь не оставляют детские вещи развешанными на улице.

Возможность комментирования заблокирована.