Проект «Юрта – основа традиций кочевого народа»

Ооржак Айсула Олеговна, учащаяся ГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум»,
руководитель Бурбу Аяна Колхоз-ооловна, преподаватель спецдисциплин, мастер.

 

Юрта относится к числу выдающихся достижений кочевой цивилизации. Ее устройство у кочевых народов Средней Азии в целом одинаково, ее самобытность у каждого из них проявляется через особенности внешнего декора и интерьера. Юрта для кочевника — не просто дом, но микрокосмос, модель мироздания.

С развитием технической цивилизации и переходом жилья в благоустроенные дома и квартиры позабылись строение, структура юрты и быт кочевого народа. В работе представлена основные понятия о юрте, о строении и правил этикета тувинских обычаев соблюдаемые в юрте с кочевыми народами Азии.
Целью моей работы является изучение и возрождение традиционного быта, этикета, соблюдаемые в юрте кочевыми народами Азии.
Строение тувинской юрты.Установка юрты начинается с дверной коробки. Решетчатые стенки хана ставят кольцом, а сверху к ним крепятся жерди, образующие коническую крышу. Основу жилища составляет хана – складываемый решетчатый остов из нескольких звеньев, каждое из которых состоит из 34, 36, 38, 40 крестообразно сложенных и скрепленных кожаными ремешками тонких деревянных палок. От числа хана зависит размер юрты. Обычно их 6, но может быть еще больше до -12.
Остов крыши увенчивает круглое дымовое отверстие хараача. Стыки звеньев решетки связываются волосяной веревкой, затем все стенки стягиваются волосяным поясом — иштики кур — внутренний пояс. Этот пояс оказывается после покрытия войлоком всего остова между решеткой и войлоком, почему и получил свое название. Снаружи поверх войлока опоясывается 2-4 поясами даштыкы кур — наружный пояс, изготовленными из 3-4-х сложенными в ряд волосяных веревок. Поверх войлока укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Тканью обычно служит презент, он обвязывается веревкой.
Хана состояла из раздвижной решетки, сделанной из палочек тальника, положенных друг на друга крестообразно и скрепленных в местах пересечения сыромятными ремешками. К каждому звену решетки привязывались длинные палки – ынаа, а острые концы вставлялись в отверстия деревянного дымового круга — хараача, образуя купол юрты. Дымовой круг делался обычно их прутьев для того, чтобы удерживать кошемную покрышку, которой закрывают дымовое отверстие от дождя и снега. Покрышка привязывалась к юрте за три угла.
Готовый остов юрты покрывали несколькими кусками войлока стандартной формы и размера. Четыре из низ шли на решетку и назывались туурга, остальные дээвиир – на крышу. Войлок стягивают вокруг остова шерстяными поясами.
Дверь, обычно обращенную на восток, делали деревянной либо ею служил прямоугольный кусок войлока, подвешенный сверху над входом. Войлочная покрышка, прикрывающее отверстие для дыма, имеет на конце веревку. С ее помощью регулируется вентиляция, а при непогоде и ни ночь отверстие закрывают. В летнюю жару приподнимают нижнюю часть войлочных покрышек, обнажая решетки стен. Это тоже усиливает вентиляцию.
Пол был земляной, застилался войлоком или шкурами.
При установке юрты ее обязательно обвязывали веревками из конского волоса в виде широкой ленты — бузу. Летом, например, стены ставят выше, крыша от этого становится круче, что лучше предохраняет юрту от дождя. Зимой, наоборот, решетки раздвигают больше, стены становятся ниже, а крыша — более сферической, что делает юрту теплее и устойчивей при ветрах.
Центр юрты – очаг для приготовления пищи, огонь очага обогревает и освещает юрту. Вокруг очага протекала вся жизнь семьи кочевника.
Традиции и этикет в тувинской юрте
Юрта – это одна из частей древней культуры. Она со стороны формы, внутренними и внешними строениями, культурами имеет особенные правила В юрте есть две стороны мужская и женская. Левая сторона – мужская. На этой стороне сложены рулоны войлока, вьючные мешки, одежда, лошадиная сбруя, верховые и вьючные седла и охотничий инвентарь. Правая сторона (справа от входа) считается женской, на ней находится хозяйственная утварь, здесь почти у самой двери находится кухня.
Самое святое место в юрте – очаг, освящали огонь перед едой. Огонь – дух, он силен и может принести вред, если сердит, поэтому его нельзя ругать, в него нельзя плевать.
Когда в юрте присутствуют знакомые или незнакомые люди, дети не должны баловаться, кричать. Не положено:
— скрипеть зубами в юрте, если дети скрипят зубами в юрте, то этим они навлекают на себя гнев бабушки;
— свистеть в юрте – сигнал, созывающий злых духов;
— щелкать нёбом в юрте, а то может разразиться голод;
— плевать в огонь очага, то возникает лишняя длинная поездка;
— бегать в обе стороны юрты, то счастье покинет эту юрту;
— громко отрыгивать в присутствии гостей, то счастье покинет эту юрту;
— громко зевать в юрте, то обнаружится скверное нутро;
— показывать язык, то это к слезам матери.
Таким способом соблюдались традиционные правила этикета в юрте.
Правила обращения с предметами домашнего обихода:
— нельзя оставлять ножницы не сложенными будут скандалы из-за пустяков;
— нельзя класть ведро дном вверх. Ведро для тувинца – посуда счастья. Если так класть ведро, то вся семья разорится;
— нельзя шуметь щипцами очага в противном случае будет сплетня между женщинами;
— нельзя вытаскивать нож из ножен в противном случае, т. е. если оставить нож не вложенным в ножны, ночью придет черт и, превратившись в волос, залезет в ножны;
— нельзя обмениваться наперстками. Если девушка обменяется наперстком со своей подругой, то суженый покинет ее.
Строение монгольской юрты.
Монгольская юрта отличается от тувинской каркасами: жерди у монгольской юрты изогнутая. Остов у монгольской юрты состоит из 4-6 деревянных решеток – стен, а у тувинской юрты состоит из 8 деревянных решеток – стен.
Традиции и этикет в монгольской юрте.
В монгольской юрте как и тувинской имеется две стороны — мужская и женская. Слева – мужская половина, на ней представлены вещи, которыми хозяин пользуется при езде на лошади, перегоне скота, охоте. Здесь же его одежда и мужская кровать. Напротив входа находится священная сторона юрты – хоймор. Здесь находятся буддийские танки, предметы религиозного культа, портреты Чингисхана и Далай-ламы, фотографии. Справа от входа – женская, где можно увидеть предметы, связанные с бытом хозяйки: своеобразная кухня, сыромятная шкура, над которой она трудится, женская кровать, детская и женская одежда и др. Печь опять-таки развернута к ней.
Обычай и правила при посещении монгольских юрт.
НЕ ПРИНЯТО (НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ):
— без спроса хозяев входить в юрту;
— вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак;
— гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой;
— оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи.
НЕЛЬЗЯ:
— входить в юрту тихо, неслышно;
— входить в юрту с какой-либо ношей;
— постороннему нельзя входить в юрту, где рожает женщина;
— выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье;
— свистеть это сигнал, созывающий злых духов;
— запрещается давать огонь очага в другую юрту и брать его у незнакомого человека;
— запрещается дарить нож и острые предметы;
— при застолье гости не имеют права менять свои места.
Такие же правила соблюдаются в наших тувинских юртах.
Строение киргизкой юртыКиргизская юрта отличается от тувинской каркасом: жерди у киргизкой юрты изогнутая, каркас стены выше чем у тувинской.
Традиции и этикет в киргизской юрте.
В юрте есть две стороны мужская и женская, На женской стороне находится детская колыбель – бишик, женская кровать, войлочные сумки для посуды, веретено, одежда, На мужской – соответственно, упряжи, плетки, седельные мешки, одежда.
Обычай и правила при посещении киргизских юрт.
Когда семья ставила новую юрту, то обязательно устраивали праздник. Голову жертвенного животного (мелкого скота) в сыром виде бросали через дымоход юрты. На кошме или на циновке пришивали кусочек старого войлока, в качестве оберега.
Гостями могли быть: случайный путник, приглашенные. Если к юрте подъезжали всадники, то обязательно к ним навстречу выходили хозяева и помогали спуститься с коня, приглашали в юрту. У киргизов не принято было с ходу задавать вопросы, расспрашивать о цели приезда. Огонь в представлениях киргизов имел очищающую силу. В него не плевали, не обрызгивали водой, нельзя было ходить вокруг огня, перепрыгивать. В системе взаимоотношений между определёнными категориями людей существовал обычай дарения. Дарили скот, охотничьих птиц, предметы конского убранства, плеть; музыкальные инструменты, ювелирные изделия и др.
Строение алтайских юрт.
По своей форме юрты подразделяются на три типа: конический, цилиндрический и многоугольный.
Традиции и этикет в алтайской юрте.
В юрте есть две стороны мужская и женская. Женская половина юрты (аила) – это кухня и дети. Здесь находятся вещи, связанные с хозяйственной деятельностью женщины. Женская половина юрты (аила), расположена справа от входа. Мужская половина юрты (аила) – это оружие, орудия труда, сёдла и так далее. Мужская половина юрты (аила), связана с хозяйственной деятельностью мужчины. Мужская половина юрты (аила) располагается слева от входа.
Обычай и правила при посещении алтайских юрт:
— в очаг нельзя лить молоко или воду, бросать мусор, плевать, мешать в нем золу, касаться огня ножом, гасить огонь в очаге, переступать его;
— дверью нельзя громко хлопать, держаться за косяки, прикасаться к ее верхней части;
— порог юрты почитаем, потому что он оберегает семью и в силу этого является запретным местом: на него нельзя наступать, а лишь перешагивать; на него нельзя садиться, в противном случае будут бедность и лишения;
— не проходить между очагом и сидящим возле него человеком.

Заключение: изучив обычаи кочевого народа в юртах я сделаю вывод, что часть кочевых обычаев в юртах утеряны и требуют детального изучения и восстановления для сохранения и передачи нашим потомкам. Значимость рассмотренных обычаев велика, т.к., это наша история, это жизнь наших предков.
Список использованной литературы:

1. Аракчаа Л.К. «Истоки экологического воспитания», Тувинское книжное издательство 2004г.;
2. Центр «наследие культуры»;
3. Ондар Л.М. Национальное самосознание личности. – Абакан, 2009;
4. Материалы конгресса «Юрта – традиционное жилище кочевых народов Азии», Кызыл-2004.

Возможность комментирования заблокирована.