Групповое общение в формировании общих компетентностей обучающихся техникума

А.К. Бурбу, мастер производственного обучения ГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум»

          Общение выступает необходимым условием жизнедеятельности людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных свойств человека, но и личности в целом.

         С самого момента рождение человек общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

         В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче [1].

        Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстраненной и близкой.  В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой – либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру [3].

          По мнению ряда педагогов, психологов можно говорить о коммуникативной компетентности личности как о системе качеств, включающей:

  1. творческое мышление;
  2. культуру речевого действия;
  3. культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
  4. культуру жестов и пластики движений;
  5. культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;
  6. культуру эмоций.

         Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. На основу ее формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной  [форме] сфере; опыт восприятия искусства.

        Возникает вопрос: как в учебном процессе формировать коммуникативную компетентность обучающихся, благодаря чему будущий специалист приобретет те внутренние ресурсы, необходимые ему для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия.

        Формирование коммуникативной компетентности обучающихся напрямую зависит от использования в учебном процессе активных методов группового общения. В нашем понимании общение включает три основных компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком. Исходя из этого, активные групповые методы можно условно объединить в три основные блока:

  1. дискуссионные методы;
  2. игровые методы;
  3. сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства) [2].

         Благодаря механизму дискуссии со сверстниками обучающийся отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого.

         В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи из профессиональной практики и межличностные отношения самих участников. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственностью точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения.

         Игровые методы обучения целесообразно подразделить на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности коммуникативной компетентности.

          Еще больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.

              Особенностью сензитивного тренинга является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

           Группа тренинга сензитивности не имеет очевидной цели. В ходе сензитивного тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием [1].

Из данного представления о коммуникативной компетентности следует, что компетентность в общении – это сложное образование, состоящей из межличностного восприятия и межличностного взаимодействия, а формирование коммуникативной компетентности невозможно без использования в учебном процессе вышеперечисленных методов группового общения.

На первое полугодие по междисциплинарному курсу «Технология штукатурных работ» в теоретическом обучении мною проведен открытый урок по игровой технологии обучения с применением ролевой игры на тему «Штукатурные слои», где учащиеся подразделены на отдельные звенья. По сценарию ситуационной ролевой игры каждое звено учащихся выполняли индивидуальные и групповые задания. В сравнении с традиционными занятиями усвоение учащимися технологической последовательности выполнения профессиональных работ усваивалось проще. И дальнейшем разрабатываю последующие занятия с более сложными ситуационными заданиями.

 Литература:

  1. Андреева, Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности /Г.М.Андреева — М.: Просвещение, 1987.- 297с.
  2. Мелибурда, Е.Л. Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения /Е.Л. Мелибурда – М.: Прогресс, 1986. – 265с.
  3. Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1989.-216с.

Возможность комментирования заблокирована.