ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ В СПЕЦДИСЦИПЛИНАХ

Монгуш М.Б, методист, преподаватель спецдисциплины ГБПОУ Тувинский технологический техникум

К преподавательской деятельности в учебных  заведениях  профессионального  образования нашей республики, в том числе и в нашем техникуме привлечены, инженеры, технологи, юристы  и  другие  специалисты, базовое  образование  которых отлично от  педагогического. Значительное  большинство  из них  прекрасно  владеют  предметом своей  деятельности. Однако,  полностью ли они раскрывают свой профессионально – педагогический  творческий  потенциал? Адекватно ли  уровню их  профессионализма   воспринимаются  они  обучающимися? [1]

Для ответа  на вопрос  о том, как реализовать требования к современному профессиональному обучению в инновационной деятельности, необходимо, прежде всего, рассматривать систему методов: как известно, занятие будет более эффективным, если для «добывания» знаний организована активная деятельность самих обучающихся.

Для оптимального выбора методов обучения и их эффективного сочетания надо знать все имеющиеся в педагогике методы и их целостную классификацию. Чем богаче знания и многообразии современных методов и умении их применять, тем многостороннее общение с обучающимися, осознание эффективнее сотрудничество в процессе обучения.

Характеристика методов обучения

Методы обучения Деятельность обучающихся Эффективность методов
  1. Репродуктивные
    • Объяснительно – иллюстративное обучение
Восприятие, осмысливание, запоминание, информации. Усвоение практических умений и навыков, выполнение  самостоятельных работ по образцу, овладение способами деятельности. низкая
  1. Программированное обучение
Поэтапное усвоение учебного материала с активным самоконтролем. высокая
  1. Проблемные
Проблемное усвоение учебной информации, самостоятельное  разрешение проблемных ситуаций, поиск новых знаний, выдвижение познавательных задач. высокая
    7.Проблемно-развивающие Репродуктивная и проблемно-поисковая деятельность по  самостоятельному  выполнению практических заданий. высокая

 

Из таблицы  видно, что методы  обучения подразделяются на репродуктивные, проблемные и проблемно- развивающие.

Репродуктивные методы обучения включают в себя: 1 — объяснительно-иллюстративное обучение; 2 — программированное  обучение; 3 — алгоритмизированное  обучение; 4 — обучение с опорой на  поэтапное формирование умственных действий.

Из  этих перечисленных методов обучения  эффективнее программированное  обучение.

Программированное обучение  предполагает  организацию  усвоению учебного материала  порциями, шагами, когда переход  от  одного шага к другому возможен только после усвоения предыдущего. Полное усвоение  порции  учебного материала  проверяется  программированным  контролем: даются вопросы  вариантами   ответов. Выбор правильных  ответов из  предложенных вариантов дает  информацию о готовности перехода к следующему шагу усвоения  материала.

Программированное  обучение становится очень удобным при  применении ИКТ. Безусловно, необходимо иметь соответствующие программы  по темам – однако работа с  компьютером, когда каждый студент имеет возможность индивидуального усвоения и самоконтроля.

 Проблемные  методы. В  отличие от репродуктивного  обучения,  проблемное  обучение ориентирует, в основном , на организацию поисковой  деятельности обучающихся. Проблемное обучение дает условия для умственного развития студентов, побуждении их к самостоятельной поисковой деятельности. При этом обучающие  включаются  в обстановку решение проблем, поиска новых знаний, самостоятельной  постановки проблемных вопросов ответов на них.

Выводы: 1.Репродуктивное обучение  не развивает  творческое  мышление и не активирует деятельность обучающихся.

  1. Проблемное обучение решает  задачу   развития  мыслительных способностей обучающихся, однако для его применения необходим  высокий  уровень подготовленности  преподавателя  и студентов, а также значительное  время  для отбора содержания  учебного материала и для обучения.
  2. Наибольшая эффективность в  обучении  достигается за счет  применения методов проблемно-развивающего обучения.
  3. К методам проблемно-развивающего обучения относятся:

а) монологический, б) показательный, в) диалогический, г) эвристический, д) исследовательский, е) алгоритмический, ж) программированный.

Для того, чтобы при  обучении  развить  память,  необходима  рациональная  организация  мыслительной  деятельности. Этапы  переработки   информации человеком, при наличии установки  на запоминание заключаются  в следующем: восприятие, концентрация, запечатление, повторение, забывание, припоминание.

Для  профессионального мышления весьма  важным является правильность восприятия  информации  и действенность памяти.

Запоминание  связано с  возможностями человека усваивать  информацию зрительно, на слух или в конкретные действия. В соответствии  с  этим  память  подразделяется на наглядную – образную, словесно — логическую, эмоциональную и моторную.

Развитие  способностей обучающихся  начинается с развития восприятия. Зрение — 83%, слух-11%,  обоняние – 3,5%, осязание – 1,5%, вкус- 1%.

Поскольку  информация в основном воспринимается визуально, и  запоминание  становится  более эффективным.

Методические приемы развития  восприятия  памяти и  мышление:

  1. Опорные сигналы и опорные конспекты.
  2. Приемы запоминания (составить  таблицы сравнения  через  компьютер, классификации, составить схемы).
  3. Составить вопросы по тексту информации.
  4. Использовать ассоциации. Ассоциация – это сопоставление новых знаний имеющим жизненным опытом.
  5. Составление кроссворд по теме, или курсу.

Выводы

1.Методические приемы развития восприятия, памяти  и  мышления ориентируют  на развитие творческого  профессионального  мышления.

  1. Творческое профессиональное мышление характеризуется умением решать нестандартные проблемы, новизной, уникальностью, оригинальностью  в деятельности.
  2. Существенное значение для эффективности усвоения информации в инновационной деятельности имеют следующие виды  памяти: наглядно –образная , непроизвольная , эмоциональная   моторная- их необходимо использовать в  обучении.
  3. Успешность развития мышления в  процессе обучения  требует применения  приемов освоения  мыслительных операций через нестандартность предъявления  информации и  занимательность ,а также  посредством  выполнения  творческих заданий.

Литература

1.Горчакова- Сибирская М.П. Инновации   в  профессиональном образовании: педагогические технологии. Уч. пособие .-Санкт-Петербург.2000-176с.

2.Беспалько В.П. Педагогика и  прогрессивные технологии учения.-М,

1995-412с.

3.Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности.М.: Центр « Педагогический  поиск», 2002-160с.

Возможность комментирования заблокирована.