СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Эдиски А.А. педагог – психолог ГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум»

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах.

Специфика работы педагога – психолога  состоит в том, что он должен владеть  различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

Какие же  психолого-педагогические технологии наиболее актуальны в работе педагога – психолога?

Педагог-психолог, работая с  обучающимися,  постоянно  ориентируется  на их  личностные структуры. В работе с данной сферой педагог – психолог использует следующие технологии:

1. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий. Обучающие игры выполняют  три основные функции:

  • Инструментальная: формирование определенных навыков и умений — может выражаться в игровых упражнениях;
  • Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;
  • Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

Каждой функции соответствует определенный тип игры. Инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая – в дидактических, последняя – в ролевых играх.

Роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся.[1]

Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:

  • Игра должна соответствовать целям обучения;
  • Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию;
  • Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;
  • Возможность использования творческих элементов в игре;

Преподаватель (психолог) должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры. Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:

  1. Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;
  2. Организация игрового процесса, включающая инструктаж — разъяснение правил и условий игры участникам — и распределение ролей среди них;
  3. Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача;
  4. Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).

Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.

  1. Здоровьесберегающие технолологии

         В рабочем арсенале педагога-психолога должны находиться  методики, способные вывести обучающихся из стрессовых состояний, снять внутренние напряжения, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

         Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:

  • Музыкотерапия использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
  • Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.
  • Цветотерапия – использование цветовой визуализации  при депрессии,  тревожности, страхах.[5]
  • Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов. [2]
  • Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.[9]
  • Арт-терапия

 Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи.  Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения. [3]

По подходу к субъекту  педагог- психолог использует технологии:

  • Сотрудничества

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и обучающегося.  Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой работе.  Взаимодействие психолога и обучающегося  в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной — в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все  коммуникативные уровни:  «…деятельность — взаимодействие — общение — контакт» (по А.А.Леонтьеву). [3]

  • Личностно – ориентированные

Ставят в центр всей училищной социально-психологической системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

  • Гуманно – личностные

Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи уважения и любви к обучающемуся, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение:[11]

Используемые педагогом-психологом  технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.[4]

Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.

 В ходе реализации данной функции используются следующие техники:

  • Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.
  • Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.
  • Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды. [10]

Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.[10]

Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.

В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.[10]

Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний  педагога-психолога.

 

Список используемой литературы:

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с. ISBN 5-93962-005-1.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. — Сб.-Питер, 2000.
  3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с. (серия “Библиотека психолога”).
  4. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000…» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. – М., 1997, с. 18-20;
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.
  7. Сухарева О.А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н.П., Дубна, М.О. ЦРО, информационный отдел,  с. 15, 2006.
  8. Фомин А.С. Игровой танец как технология XXI века// Экология человека: сб. трудов. Том V. Часть VI. Конкретные технологии современного образования.- Новосибирск, 2000. – С.185-205
  9. Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с.327-348.

Интернет-ресурсы:

  1. Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html
  2. Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации…http://vashpsixolog.ru
  3. Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения http://festival.1september.ru
  4. [1] Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения http://festival.1september.ru
  5. [2]Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с.327-348.
  6. [3] Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html
  7. [4]Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации…http://vashpsixolog.ru

Возможность комментирования заблокирована.