Типология и специфика рефлексивных процессов преподавателя и учащихся. Аралова Ч.Д.

Аралова Ч.Д. преподаватель спецдисциплин ГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум»

          Проблема рефлексии в педагогике изучена недостаточно, и по мере развития она претерпевала определенные качественные изменения и анализировалась представителями самых различных областей знаний. Понятие «рефлексия» используется в различных контекстах, что обусловлено неоднозначностью содержания самого явления, обозначаемого данным термином. И если раньше исследования посвящались доказательству необходимости рефлексии, то теперь идет осознание понятий внутри рефлексии, изучение ее на различных уровнях (методическом, практическом, теоретическом) и возможном их пересечении.

          Рефлексия является основным процессом, обуславливающим развитие личности в целом. Опираясь на описание рефлексии как способности отслеживать особенности личности и общения с другими, позволяющей «встать над собой» и исследовать конструктивные и деструктивные связи и отношения, возможности изменения себя, выделяют следующие ее типы:

— коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков;

— личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

— интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

          Рефлексия в юношеском возрасте занимает особое место и затрагивает множество аспектов: отношения с родителями, со сверстниками, с друзьями и любимыми.Рефлексия помогает молодым людям, ограждая себя от внешнего мира, сохранить и укрепить свой внутренний мир, свою личность. Критерием развитой рефлексии является осознание особенностей своей личности, независимость от прошлого, ориентация в настоящем и будущем, способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмещаться в то, что происходит вокруг.

          Существует шесть последовательных этапов работы рефлексивного механизма:

  1. Рефлексивный выход – осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать самого себя.
  2. Интенциональность – направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.
  3. Первичная категоризация – выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.
  4. Конструирование системы рефлексивных средств – выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обосновано проверить рефлексивный анализ.
  5. Схематизация рефлексивного содержания – проводится за счет использования разных знакомых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций.
  6. Объективизация рефлексивного описания – оценка и обсуждение полученного результата.

          Рефлексия внешних и внутренних изменений, происходящих в юношеский период, способствует проявлению скрытой от внешнего наблюдения системы смыслов, открывает широкие диагностические и психотерапевтические возможности, позволяет исследовать вариант выбора либо избегания личностью тех или иных социальных ситуаций.           Эмпирические данные подтверждают, что смысловые структуры молодежи складываются в период окончания обучения в училище. Именно на данном этапе развития создаются предпосылки для формирования смысла жизни.

Уровни сформированности рефлексивных умений личности

Уровни рефлексивных умений Сформированные действия

(интерпретация)

Номинативный Интерпретация поведения подменяется описанием, пересказом, номинацией действий и впечатлений
«Фатальный» «Эстернальная» интерпретация
искаженный Искаженное восприятие и интерпретация субъектом собственных поступков и поведения других людей, отрицание возможности другой интерпретации
«Зацикленный» Интерпретация однообразна по типам рефлексии, повышенное содержание межличностной рефлексии
Пассивно-адекватный Собственная психологическая интерпретация не приводит к формированию адекватного поступка
Конструктивный Гармоничное сочетание рефлексии, направленной на себя и других, порождает творческую самореализацию личности

 

          Как показывает педагогическая практика, важным условием эффективного осуществления рефлексивного процесса в учебной деятельности обучающихся является его активизация через проблемный и личностно-значимый характер поставленных задач, создание условий, требующих морально-этического решения проблемы и оценки уровня сложности поставленных перед субъектом требований.

          Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе.

          Рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с аудиторией. Применяются карточки, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление(картина, музыкальный фрагмент).

          Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом и поиска наиболее рациональных из них. Применение этого вида рефлексии дает возможность оценит ь активность каждого обучающегося на разных этапах занятия:

- самооценка активности на каждом этапе занятия. Можно выделить и написать на доске этапы деятельности, а в конце предложить обучающимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху;

- работа с использованием определенного алгоритма. Учащиеся получают памятки, где подробно описаны действия, даны функциональные содержательные смысловые опоры;

- правила ведения дискуссии. Решают задачи формирования коммуникативной и дискуссионной культуры и служат вербальным материалом для учащихся на этапе рефлексии;

- технологическая распаковка урока. Если преподаватель проводит занятие по какой-либо технологии или использует новые, необычные приемы работы на уроке, то в конце урока можно провести анализ – что и как делали.

          С точки зрения деятельностного подхода можно рассматривать современное занятие как деятельности преподавателя и обучающегося. Деятельность преподавателя состоит из двух составляющих организации урока вообще, как дидактической единицы, и организации деятельности обучающихся по изучению нового материала. При таком понимании структуры современного урока легче проводить рефлексию работы. (табл.2)

 Виды рефлексии деятельности

Виды деятельности Виды рефлексии
Организация урока Соблюдение структуры урока: оргмомент, проверка усвоения изученного материала, объяснение нового материала, закрепление, объяснение домашнего задания. Рефлексией в данном случае будет соблюдение временных уроков
Организация деятельности обучающихся Управление познавательным процессом учащихся, состоящим из стадий развития критического мышления. Рефлексией в данном случае выступает проверка усвоения учащимися нового материала.
Деятельность обучающихся Усвоение нового материала по схеме мотивация – осмысление – рефлексия. При организации рефлексии ученик делает акцент на одном из трех вопросов: «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?»

 

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей.

Особое место для выяснения отношения к изучаемой проблеме занимает прием синквейна. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего, пять строк:

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова(существительное).

          Способность резюмировать прочитанное, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно  требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления.

          Концепция развивающего обучения предполагает научить обучающихся работать в разных режимах(индивидуальный, групповой, коллективный). При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать: цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

          Профессиональная рефлексия обуславливает интенсивность введения новшеств преподавателем, обеспечивает переосмысление содержания сознания субъекта и осознание им приемов педагогического мастерства, без чего невозможна творческая деятельность в современной школе либо в институте.

          При организации педагогической деятельности рефлексия предполагает активизацию таких функций, как:

- проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса)

- организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

- коммуникативная (как условие продуктивного общения субъектов педагогического процесса);

- смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия)

- мотивационная (определение направленности совместной деятельности на результат)

- коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

          Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

          При пространственно-временном развертывании в условиях контекстного обучения предметного и социального содержания познавательной деятельности обучающихся создаются условия интеграции антиципации и рефлексии в единый механизм регуляции мыслительного процесса обучающихся.

          Уровень развития интеллектуальных возможностей при поступлении на первый курс училища оказался средним у большинства обучающихся(64%), мотив совместной деятельности выражен у 70%, мотив достижения успеха – у 76% обучающихся. При этом преобладают две стратегии мыслительного поиска – стратегия последовательного поиска(40%) и консервативная стратегия(32%), а приоритетные ценности выглядят следующим образом: творчество – 36%, уверенность в себе – 51%, продуктивная жизнь – 40%, познание – 44% опрошенных обучающихся.

          Процесс развития рефлексии происходит по стадиям и понимание рефлексии как «практики сознания», которая обнаруживает себя в разной степени оценки собственной субъективности, является актуальным, поскольку самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции личности, что особенно важно в профессиональной педагогической деятельности.

 Литература:

  1. Репецкий Ю.А., Семенов И.Н., Сидорова А.Ю. Рефлексия смысла жизни и личностного самоопределения в контексте рефлексивно-инновационного тренинга// Мир психологии, 2001, №3, с.177-185
  2. Колдаев В.Д. Особенности работы с одаренными и мотивированными детьми в физико-математическом лицее. Сборник «Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений». Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». Выпуск 2.Отв. ред. Е.Л.Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2005.-с.110-116.

3.Двоеглазова М.Ю., Семенов И.Н.Развитие личностной рефлексии в студенческом возрасте. – Мурманск, МГПУ, 2007, с.67-72.

4.Колдаев В.Д. Педагогические подходы при работе с одаренными студентами. Педагогические проблемы в образовании. Формирование компетенций в области подготовки специалиста – 2007.Вторая межвузовская научно-теоретическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов. Сборник научных докладов и тезисов докладов. – М.:ИГУПИТ – РосНОУ, 2007. – с.17-22

5.Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся.//Иностр.языки в школе. – 2005.-№1 – с.19-26.

Возможность комментирования заблокирована.