Формирование компетентности обучающихся  в процессе учебной практики.

А.Б.Монгуш, старший мастер ГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум»

 В воспитании интереса к профессии производственное обучение играет огромную роль. Это вытекает из того положения, что интерес к профессии развивается и реализуется  прежде всего в предметно-преобразующей деятельности.[1]

Качество обученности рабочих на современном этапе развития образования – одна из актуальных проблем. Особое внимание этой проблеме уделяется при подготовке будущих каменщиков, бетонщиков. Известно, что качество обученности в значительной мере обеспечивается глубоко продуманным и методически грамотно осуществляемым контролем за процессом и результатами учебной (учебно – производственной)деятельности обучающихся. [1,2]

 В силу специфики профессии 270802 Мастера общестроительных работ основные профессиональные навыки он может получить только в процессе производственной практики. Контроль и мониторинг качества обученности учащихся в процессе производственной практики будут объективными и действенными, если до вывода учащихся на практику модернизовать методическое обеспечение производственной практики.

Процесс профессионального образования в ГБПОУ РТ«Тувинском технологическом техникуме» включает три вида обучения: теоретическое, учебная и производственнаяпрактики. На уроках теоретического обучения обучающиеся приобретают, в основном, знания, а на занятиях учебной практики – умения и навыки. Качество обученности в обоих случаях в значительной степени зависит от правильной организации управления учебно – познавательной деятельностью обучающихся. Каждый мастер стремится так организовать процесс формирования знаний, умений, навыков учащихся на уроке, чтобы управление было замкнутым, то есть на каждое выданное задание от каждого обучающегося был получен ответ, который, при необходимости, корректируется. В этом и заключается сущность замкнутого управления учебно- познавательной деятельностью учащегося.

Это условие обеспечивается применением соответствующих методов контроля качества обученности учащихся по учебной практике — мануальное тестирование: опрос, тестовый контроль, текущие наблюдения мастера. Он позволяет достаточно точно оценивать качество усвоения знаний, умений, навыков обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС, руководствуясь методической литературой, разработку систему контроля по учебной практике каменщика начала с изучения «Перечня учебно- производственных работ», так как тестом для проверки практических умений выполнения трудовых приемов и операций является задания на выполнение учебно- производственных работ по данной квалификации и эталоны их выполнения в виде инструкционных, инструкционно- технологических карт и образцов – эталонов выполненных работ. [3]

В процессе работы было выявлено следующее: разработка системы контроля начинается с анализа «Перечня учебно-производственных работ», в процессе которого устанавливают точки контроля, то есть определяется те трудовые приемы и операции, качество усвоения которых должно быть обязательно проконтролировано. После этого необходимо было для всех уроков производственного обучения разработать систему контроля качества обученностиучащихся, которая включает такие   методы контроля, как текущее наблюдение мастера, экспликация, решение задач с учебно-производственным содержанием, устные опросы, выполнение блоков тестовых заданий и мануальное тестирование. Но основным методом, подводящим итоги процесса обучения на различных этапах, является тест.[3,4]

«Инструментальное» оснащение уроков производственного обучения по проверке качества обученности учащихся представлено блоками тестовых заданий по темам уроков и комплексными домашними заданиями к урокам производственного обучения по темам «Каменные работы», «Бетонные работы», «Печные работы».

Разработка данного дидактического материала позволяет оперативно актуализировать у учащихся необходимые знания практического характера из спецтехнологии, материаловедения, охраны труда. Наличие эталонов – ответов к тестовым комплексным тестовым домашним заданиям позволяет реализовать замкнутое управление учебно- познавательной деятельностью обучающихся на основе само- и взаимопроверки. А это уже возможность систематического развития таких профессионально важных качеств будущего строителя, как самостоятельность.

Сформированность практических умений, навыков диагностируется с помощью тестов на проверку правильности выполнения трудовых приемов и операций: в начале первого уровня (α2), а затем второго (α3). Так как эталоном выполнения тестовых заданий на проверку правильности выполнения трудовых приемов и операций является не только образец-эталон выполненного задания, но и инструкционная карта, то такие карты имеются на все операции каменных работ. Для развития навыков рефлексии у обучающихся , то есть самооценки процесса и результатов своей учебно-производственной деятельности, им с первых уроков в комплекте с инструкционными картами выдаются ведомости учета ирезультатов компонентного анализа элементов выполняемой работы. Для контроля сформированности навыков учащихся в выполнении комплексных работ им выдаются тесты IIуровня (α2) на проверку качества и производительности труда. Эталонами выполнения заданий таких тестов являются образцы-эталоны выполненных работ и инструкционно-технологические карты. [4]

Управление качеством производственного обучения наиболее сложно осуществлять в период производственной практики. Непосредственно руководить производственной практикой мастер не имеет возможности, так как учащиеся распределяются по разным строительным организациям. В этом случае за качеством прохождения производственной практики учащимися осуществляет руководитель организации или ответственный бригадир, мастер производственного участка, где компетенции оцениваются производственной характеристикой учащегося. Исходя,  из этого контроль качества производственного обучения необходимо осуществлять комплексно, всесторонне.

             Таким образом педагогическим коллективом накоплен опыт контроля качества обучения, что, безусловно способствовало повышению уровня учебно- воспитательного процесса, а значит и достижению более высоких результатов в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

 

Литература

  1. Инновационные образовательные технологии: теория и практика. – Томск: UFO_Plus, 2008.
  2. Новиков А.М., Новиков Д.А. образовательный проект: методология образовательной деятельности.- М., 2004.
  3. Сборник научных трудов. Профессиональное образование: от теории к практике. – под редакцией д.п.н, профессора Н.В. Силкиной. –Новосибирск, 2007
  4. Управление качеством профессиональное образования: опыт проблемы., — Новосибирск., 2003г

Возможность комментирования заблокирована.