Положение о социально-психологической службе в техникуме

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы социально-педагогического, медико-психологического сопровождения обучающихся и их семей в ГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум» (далее – Служба).

1.2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят:
• администрация;

  • социальный педагог;
  • педагог-психолог;
  • классные руководители;
  • преподаватели;
  • медицинский работник,
  • другие педагогические работники техникума.

1.3. Служба оказывает помощь в определении социально-психологических причин нарушения социального и личностного развития, осуществляет профилактику возникновения подобных нарушений.

1.4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Конвенцией о правах детей, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О защите прав ребенка», федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующих органов Администрации города, Управления образованием, Уставом техникума, настоящим Положением.

1.5. Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы — это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

  1. Цели и задачи службы

2.1. Целями Службы являются:

  • Содействие в создании в техникуме социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся.
  • Содействие педагогическому коллективу техникума, родителям (законным представителям) в решении актуальных проблем воспитания и обучения обучающихся, в том числе профилактике правонарушений, употребления ПАВ.
  • Оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья. Контроль за соблюдением интересов и прав обучающихся в семье.
  • Содействие в приобретении учащимися социально-психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения образования, дальнейшей адаптации к взрослой жизни, взаимодействия с социумом в рамках закона, соблюдения прав и свобод граждан.

2.2. Задачи службы

  • Психологический анализ социальной ситуации развития в техникума, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье;
  • Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе образования;
  • Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности;
  • Формирование у обучающихся представлений о «здоровом образе жизни», способности к самоопределению, саморазвитию;
  • Содействие распространению и внедрение в практику педагогов и родителей достижений в области отечественной и зарубежной психологии, в обеспечении научно-методическими материалами и разработками.
  1. Организация деятельности службы:

3.1. Первичная помощь участникам образовательного процесса в техникуме оказывается Службой.

3.2. Специализированная помощь оказывается специалистами ГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум». Другие учреждения, предназначенные для углубленной специализированной помощи студентом  и семьям, имеющим проблемы в воспитании, обучении и развитии.

  1. Обеспечение деятельности службы

4.1. Деятельность службы обеспечивается администрацией техникума.

4.2. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения; органами опеки и попечительства; органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими техникуме помощь в воспитании и развитии обучающихся.

  1. Перечень основной документации Службы техникума

5.1. Планы работы социального педагога, педагога-психолога, план профилактической работы техникума на учебный год, план совместной работы с ПДН и КДН, в соответствии с которыми определяются цели и задачи, основные направления работы на учебный год, программы работы.

5.2. Списки групп и семей обучающихся (социальный педагог):

  • состоящих на учете ПДН, КДН, УИИ,
  • опекаемых, в т.ч. сирот,
  • многодетных,
  • малообеспеченных.

5.3. Карты сопровождения (социальный педагог):

  • на учащихся, состоящих на ПДН,
  • на семьи обучающихся, состоящие на учете,
  • на учащихся нуждающихся в коррекционно-развивающей работе,

5.4.Журнал индивидуальных бесед с родителями и обучающимися (социальный педагог, педагог-психолог, администрация).

5.5.Журнал работы консультационного пункта (социальный педагог, педагог-психолог).

5.6. Журнал посещения семей студентов (социальный педагог).

5.7. Журнал учета групповых форм работы с родителями и студентом (педагог-психолог).

5.8. Журнал психологической диагностики участников образовательного процесса (педагог-психолог).

5.9. Журнал учета просветительской деятельности службы с участниками образовательного процесса (педагог-психолог, администрация)

5.10. Протоколы проведения внутри техникума психолого-педагогического лектория для родителей (социальный педагог, педагог-психолог, администрация, медицинский работник).

5.11. Журнал заседаний Совета профилактики.

5.12. Акты посещений семей, характеризующие материалы, ходатайства, аналитическая информация из ПДН, КДН и УИИ др. (социальный педагог)

5.13. Отчет по итогам работы СПС за год (на основании отчетов специалистов)

  1. Основные направления деятельности участников Службы
  2. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем обучающихся и их родителей.
  3. Социально-правовое. Защита прав ребенка.
  4. Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.
  5. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся.
  6. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
  7. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.
  8. Социально-медицинское
  • Диагностика – психолого-педагогическое изучение классных коллективов и обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявлении причин и механизмов нарушений в обучении, социальной адаптации;
  • Коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника и других специалистов;
  • Контроль – осуществление психолого-педагогического наблюдения и сопровождения обучающихся и семей, находящихся в СОПе на основании методических рекомендаций с фиксированием данных в карты сопровождения.
  • Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в ОУ, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
  • Просвещение – формирование у обучающихся и их родителей, у педагогов техникума потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
  • Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, родителям, педагогам техникума и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
  1. Функции службы
  2. Социально-педагогическое:
  • Оказание квалифицированной социально-педагогической помощи студенту в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самореализации.
  • Усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
  1. Социально-правовое:
  • Использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.
  1. Социально-психологическое:
  • Оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятие депрессивного состояния.
  • Организует социально-психологическую консультацию для обучающихся, педагогов, родителей.
  1. Социально-профилактическое:
  • Организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (деликтивного) поведения студентов и подростков.
  1. Социально-диагностическое:
  • Изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность студента и разработка мер по его оптимизации.
  1. Социально-информационное.
  • Знакомство с законодательными актами и использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.
  1. Социально-медицинское.
  • Контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебного времени с целью поддержания здоровья.
  1. Права, обязанности и ответственность сотрудников социально-психологической службы

8.1. Сотрудники социально-психологической службы обязаны:

  • руководствоваться Уставом, программой социально-психологической службы, кодексом психолога, настоящим Положением;
  • участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также проводимых вышестоящими организациями социальных и психологических конференциях и семинарах;
  • постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией техникума;
  • рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции;
  • в решении всех вопросов исходить из интересов студента;
  • работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями обучающихся;
  • хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта координационной работы;
  • информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию техникума о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение предыдущего пункта.

8.2 Сотрудники социально-психологической службы имеют право:

  • принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.;
  • посещать уроки, внеклассные и мероприятия, за поведением и деятельностью обучающихся;
  • знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией
  • проводить в техникуме групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
  • выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;
  • вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
  • обращаться, в случае необходимости, через администрацию техникума с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи студенту;
  • обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения;
  • обращаться в научно-психологические центры по вопросам научно-методического обеспечения службы;
  • ставить перед администрацией техникума вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса;
  • участвовать в научно-исследовательских работах, в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, вузов и т. д;
  • определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.
  1. Структура внутренних и внешних взаимосвязей Службы

(См. приложение №1, №2

  1. Результативность работы Службы

10.1. На уровне обучающихся:

  • помощь в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  • приобретение четких представлений о нормах и правилах, существующих в обществе,
  • развитие навыков социальной адаптации, стремления к психическому здоровью,
  • привитие навыков поддержки и укрепления позитивных чувств, снятия утомления, предупреждения негативных эмоций,
  • получение способов организации досуговой деятельности,
  • гарантия защиты прав детства.

10.2. На уровне педагогов и родителей:

  • распространению и внедрение в практику достижений в области отечественной и зарубежной психологии, в обеспечении научно-методическими материалами и разработками,
  • практическая помощь в решении актуальных проблем воспитания и обучения,
    • социальная поддержка.

10.3. Сотрудники социально-психологической службы

  • осуществляют деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями обучающихся.
  • место проведения: кабинет педагога-психолога и социального педагога.
  • периодичность – по мере поступления заявок.

Деятельность социально-психологической службы осуществляется согласно программам социально-психологической службы.

Возможность комментирования заблокирована.