Социально — педагогическая программа «Профилактика раннего семейного неблагополучия»

Паспорт «Профилактика раннего семейного неблагополучия»на 2016-2017 годы

Наименование программы Программа «Профилактика раннего семейного неблагополучия» на 2016-2017 годы (далее -Программа)
Основание  разработчики и исполнители программы Монгуш Анджела Сергеевна- социальный педагогЭдиски Анжела Александровна – педагог психологГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум»

 

Цель программы Сокращение числа лишений родителей родительских прав посредством ранней профилактики социального сиротства детей, создания комплексной системы профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми, находящимися в социально опасном положении, укрепления семьи как социального института, активизации внутренних ресурсов семьи.
Задачи программы
  • Повышение эффективности

межведомственного взаимодействия по выявлению, постановке на учет семей и студентов, находящихся в социально опасном положении;

  • оказание выявленным семьям и студентам оперативной и адекватной помощи;
  • организация социального сопровождения семьи и студентов;
  • обеспечение социальных гарантий, защита прав несовершеннолетних;
Сроки реализации  2016-2017 календарный год
Участники программы
  • Студенты в ГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум»
  • Органы социальной защиты Дзун-Хемчикского кожууна
  • Педагогические работники техникума
Этапы реализации I этап: диагностический Мониторинг социальной характеристики семей по категориямII этап – реализующий — оперативное реагирование на кризисную ситуацию;III этап – контролирующий постановка семьи на социальный патронаж, в том числе после возвращения ребенка из социально-реабилитационного центра в кровную семью.
Ожидаемые результаты программы
  1. Составлены социальные списки и паспорта  неблагополучных семей
  2. Определение по группам состояния здоровья студентов
  3. Заинтересованность к учебе и улучшение успеваемости детей.
  4. Получены типы личности по результатам анкетирования, тестирования.
  5. Формирование у детей положительных жизненных навыков
  6. Формирование социально-бытовых умений и навыков
  7. Психотерапия;
  8. Родительские собрания на дому;
  9. Составлены заключения о состоянии семьи через диагностические методики — анкетирование, опросы, тестирование, беседы и др
  10. Определены причины и условия, способствующих возникновению в семье факторов риска по неблагополучию, социальному сиротству.
  11. Поставлены на учет  семьи из неблагополучных семей в органы социальной защиты Дзун-Хемчикского кожууна.
  12. Занесены данные по семье в электронный социальный паспорт.

Ответственны исполнители:  Монгуш А.С, Люндуп О.С 8(39434) 21-187

ВВЕДЕНИЕ

Большая дружная семья – это сила и самая главная ценность любого общества, маленькая модель государства. Современная российская семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это связано с увеличением числа малообеспеченных семей, с факторами, ухудшающим здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, особенно роли женщины, с ростом количества неполных семей. Особенно осложнен процесс  в тех семьях, где бытует пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни, жестокое обращение  и насилие с женщинами в семье. Становится неблагополучной и жизнь молодой мамы: ухудшаются, здоровье матери и  ребенка, их питание, условия быта, возникает социальное сиротство, насилие в отношении матери и ребенка.

Семья – это маленькое сообщество кровно близких людей, которое призвано вырастить человека, сформировать его личность, дать представление о добре и зле, чести и достоинстве, ответственности и порядочности, любви к Родине. Формирование в человеке человеческого, то есть духовного, нравственного не только не отделимо от семьи, но и невозможно без нее. Поэтому сегодня для нас остро стоит вопрос именно о формировании семейных ценностей и семейного благополучия.

Приверженность ценностям, таким как – любовь, ответственность, совместная верная супружеская жизнь и в радости и в печали; воспитание детей, терпение, жертвенность, способствует сохранению семьи, укреплению ее духовно-психологического здоровья и формированию в ребенке порядочности и ответственности.

Социальная значимость проекта проявляется в создании эффективных форм помощи молодым мамам из социально  — неблагополучных семей,  в их бережном отношении семейным ценностям.

 Проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Для реализации основного права студента — жить и воспитываться в семье, необходимо продолжить совершенствование межведомственных подходов в организации деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, принять дополнительные меры, адекватные острые проблемы, характеризующейся широким спектром причин и проявлений, обеспечить оперативное реагирование по выводу семьи из кризисных состояний.

Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством, обусловливает необходимость их решения проблем.

 Основная цель и задачи Программы

Целью Программы является сокращение числа лишений родителей родительских прав посредством ранней профилактики социального сиротства детей, создания комплексной системы профилактической и реабилитационной работы с семьей и студентов, находящимися в социально опасном положении, укрепления семьи как социального института, активизации внутренних ресурсов семьи.

Приоритетными задачами системы профилактики являются:

-повышение эффективности межведомственного взаимодействия по выявлению, постановке на учет семей и обучающихся, находящихся в социально опасном положении;

-оказание выявленным семьям и детям оперативной и адекватной помощи;

-организация социального сопровождения семьи и обучающихся;

-обеспечение социальных гарантий, защита прав несовершеннолетних;

  1. Система программных мероприятий этапы реализации

Программа направлена на комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа предусматривает мероприятия по следующим направлениям:

  • совершенствование нормативно-правовой базы;
  • создание системы взаимодействия и оперативного реагирования;
  • дополнительные меры по социальной поддержке семьи и детей;
  • организационно-методическое, кадровое и информационное обеспечение деятельности.

Программой предусматриваются создание единой информационной системы обмена данными между органами и учреждениями системы социальной защиты по семьям и студентами, находящимся в социально опасном положении, совершенствование механизма взаимодействия и оперативного реагирования, социального сопровождения семьи и детей, обеспечение социальных гарантий, защита прав и законных интересов семьи и детей, совершенствование форм и технологий социального обслуживания семьи и детей.

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Направления работы с неблагополучной семьей Формы работа с неблагополучной семьей.
1 Диагностика семейного неблагополучия.
  • наблюдения специалистов;
  • анкетирование детей и родителей;
  • тесты;
  • мини-консилиумы;
  • тренинги;
  • анализ документов;
  • анализ продуктов детского творчества;
  • сбор списков неблагополучных семей;
  • составление социально-психологических паспортов семьи

заявки семьи на оказание помощи;

  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития, успеваемости.
2 Индивидуальная помощь неблагополучной семье.
  • советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
  • консультации специалистов;
  • семейная терапия;
  • индивидуальные беседы;
  • индивидуальный социальный патронаж семей;
  • психотерапия;
  • родительские собрания на дому.
3 Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.
  • спортивные группы;
  • тренинговые группы;
  • консультирование;
  • семейные вечера.
4 Профилактика семейного неблагополучия.
  • родительский всеобуч;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
  • семинары для учителей и родителей
  • летний лагерь;
  • постановка на учет ПДН, КДН

Данные направления позволят организовать работу по профилактике социального сиротства одновременно по 3 этапам влияния:

I этап диагностический.

Мониторинг социальной характеристики семей по категориям (неполные семьи, семьи с моральным неблагополучием, крайне бедные семьи, многодетные семьи и т.д.), находящихся в социально опасном положении, по территории Дзун-Хемчикского кожууна (смена места жительства, отъезд на учебу, работу, лечение и др.) с одновременной постановкой на учет в органы и учреждения системы профилактики принимающей в  кожууне;

Организационные мероприятия 1 этапа

Наименование мероприятий Сроки реализации Ответственные
1
  • Сбор списков неблагополучных семей;
  • составление социально-психологических паспортов семьи;
В течение года Социальный педагог Монгуш А.С, психолог техникума Эдиски А.А
2
  • Анализ состояния здоровья студентов;

 

С момента  поступления студента Фельдшер
3 Анализ развития, успеваемости. С момента поступления студента Социальный педагог- МонгушА.С
4
  • Анкетирование студентов и родителей;
В течение года Соцпедагог- Монгуш А.С, психолог  Люндуп О.С.

 II этап реализующий

Оперативное реагирование на кризисную ситуацию; организация коррекционной работы с семьей и обучающимися; оказание экстренной социальной помощи членам семьи (по необходимости); формирование и реализация индивидуальных программ по выводу семьи из кризисной ситуации, нормализации семейной обстановки; изъятие, (если есть дети в семье), ребенка из семьи в случае угрозы его жизни и здоровью, проведение реабилитационных мероприятий для ребенка в стационарных условиях

 Организационные мероприятия 2 этапа

Наименование мероприятий Сроки реализации Ответственные
1 Проведение социально- психологических опросов с родителями По графику Соц пед-Монгуш А.С психолог – Эдиски А.А
2 Организация игровых, тренинговых мероприятий По плану Психолог- Эдиски А.А, Соц пед- Монгуш А.С
3 Индивидуальные беседы с родителями и обучающимися 1 в месяц Психолог- Эдиски А.А, соц пед-Монгуш А.С
4 Определение финансовых и социальных возможностей семей в социально- опасном положении 1 раз год Соц педагог – Монгуш А.С
5 Психолого – коррекционные  беседы с обучающимися подвергшие насилию со стороны близких Психолог- Эдиски А.А, соц пед- Монгуш А.С
6 Организация конкурсов, игровых мероприятий, спортивных состязаний По плану Педагогические работники, Зам УВР, ст физрук
7 Пробуждение материнских инстинктов к олбучающимся По графику Психолог- Эдиски А.А, соц пед- Монгуш А.С

 III этап контролирующий.

Постановка семьи на социальный патронаж.  Составление заключения о состоянии семьи через диагностические методики — анкетирование, опросы, тестирование, беседы и др. Определение причин и условий, способствующих возникновению в семье факторов риска по неблагополучию, социальному сиротству. Определение путей преодоления факторов риска. Постановка семьи и обучающихся на учет в органы социальной защиты Дзун-Хемчикского кожууна, занесение данных по семье в электронный социальный паспорт.

Кроме того, программные мероприятия способствуют расширению предпосылок для обеспечения благосостояния семьи, повышению информированности в кожууне о действующих мерах социальной поддержки семьи и детей, пропаганде и укреплению института семьи, семейного образа жизни, повышению статуса семьи в обществе.

 Ожидаемые результаты Программы

  1. Составлены социальные списки и паспорта  неблагополучных семей
  2. Определение по группам состояния здоровья обучающихся
  3. Заинтересованность к учебе и улучшение успеваемости.
  4. Получены типы личности по результатам анкетирования, тестирования.
  5. Формирование у обучающихся положительных жизненных навыков
  6. Формирование социально-бытовых умений и навыков
  7. Психотерапия;
  8. Родительские собрания на дому;
  9. Составлены заключения о состоянии семьи через диагностические методики — анкетирование, опросы, тестирование, беседы и др
  10. Определены причины и условия, способствующих возникновению в семье факторов риска по неблагополучию, социальному сиротству.
  11. Поставлены на учет  семьи из неблагополучных семей в органы социальной защиты Дзун-Хемчикского кожууна.
  12. Занесены данные по семье в электронный социальный паспорт.

 Приложения

РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Убедившись, что обучающийся  живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдают дети
  • Если у обучающегося уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультироваться с психологом. А тот потом сам решит, что сделать.

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи — только отношения к обучающемуся.

Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье

  • детская безнадзорность и беспризорность.
  • побеги из дома.
  • половая распущенность.
  • правонарушения и преступная деятельность.
  • алкоголизм.

Наркомания и токсикомания.

Работу с такими обучающимися нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:

Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

Семьи, в которых допускается безнадзорность обучающихся по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

БЕСЕДА СПЕЦИАЛИСТА С РОДИТЕЛЯМИ  ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.

1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники. )

  1. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в образовательное учреждение, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. )
  2. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)
  3. Какие меры следует предпринять и со стороны гор. администрации и техникума? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)
  4. Каких общих требований, общих принципов перехода к обучающемуся следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону психолога и активно ему помогают).

 СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

  • Должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
  • Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
  • Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
  • Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
  • Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
  • Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
  • Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
  • Оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

ПАМЯТКА  ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
  3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
  4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
  5. Социальный психолог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.
  6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
  7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
  8. Социальный психолог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
  9. Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
  10. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

 Для работы с категорией неблагополучных семей может быть рекомендована следующая схема действий:

  1. Посещение семьи на дому с целью изучения условий жизни и воспитания обучающегося (составление акта обследования условий жизни и воспитания обучающегося).
  2. Проведение индивидуальных бесед с каждым членом семьи, определение их оценки создавшейся ситуации и потребности в оказании помощи.
  3. Осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающегося и семьи (в том числе посещение семьи один раз в месяц).
  4. Промежуточная и итоговая оценка ситуации в семье, оценка эффективности проделанной работы
  5. Снятие семьи с учета как неблагополучной или признание семьёй, оказавшейся в социально опасном положении.

При выбытии несовершеннолетнего, состоящего на каком-либо виде учета, в другое учреждение образования, весь пакет с материалами о работе, проделанной с несовершеннолетним и его семьей, ксерокопируется и передается по новому месту нахождения несовершеннолетнего.

Показатели неблагополучия семьи

  1. Социально-экономические:

— Длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;

- длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению; отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.; необеспеченность обучающегося сезонной одеждой и обувью, канцелярскими принадлежностями; задолженность (более б месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам; частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

  1. Медико-санитарные:

- антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами; отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления; алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер; не ухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм; несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи; противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

  1. Социально-демографические:

— родители имеют статус лиц без определенного места жительства;

— устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);

— выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;

— родители или один из них посещает деструктивную секту;

— родители или одни из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

  1. Психолого-педагогические:

— полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к обучающемуся;

— непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) студент, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;

— насилие и жестокое отношение к студенту, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

— устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;

— повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения  взаимоотношений между членами семьи.

  1. Криминально-аморальные:

— постановка родителей на учет в органах внутренних дел;

— нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

— аморальный образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.) вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, попрошайничеством, азартными играми);

— проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи; наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира; попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;

— оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

— вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин,  криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

 В целях реализации плана работы проводятся следующие формы  и методы работы:

— беседы по выполнению жизненных проблем;

—  посещение на дому, квартир неблагополучных семей;

— контроль за поведением семьи и создание ситуации успешности;

— профилактические беседы, тренинги;

— привлечение детей в кружки и секции;

— совместные встречи с работниками правоохранительных органов, отделов культуры и учреждений здравоохранения.

 

  1. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 Журнал для социальных работников и педагогов. «Социальная педагогика». №1.2008. – 9 стр.

  1. Журнал для социальных работников и педагогов. «Социальная педагогика». №4.2005. – 5 стр.
  2. Журнал для социальных работников и педагогов. «Социальная педагогика». №2.2006. – 47-88 стр.

Научно-методический журнал. Социальная педагогика в России .№ 2 2009. – 31 стр.

Возможность комментирования заблокирована.